tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи

Первые авиаторы России и Тамбова

«Самолёт — величайшее
творение разума и рук
человеческих, он
неподвластен никаким
авторитетам, кроме
лиц, знающих и
уважающих лётные
законы».
(Н. Е. Жуковский).

Человек стал летать! Мечта многих столетий, наконец, осуществилась. Райт, Фарман, Блерио теперь шутя пролетают по воздуху десятки километров, делают смелые повороты, возвращаются, по желанию, к точке отправления, даже берут с собой пассажиров и опускаются на землю с поразительным мастерством. Многие другие авиаторы уже научились искусно летать и скоро, превзойдут своих учителей. Среди них такие известные воздухоплаватели России, как Михаил Никифорович Ефимов, Александр Алексеевич Васильев, Пётр Николаевич Нестеров.

Михаил Ефимов по профессии был электриком, по призванию — «сыном неба». Он безупречно сдал 21 января 1910 года пилотский экзамен и 15 февраля 1910 года аэроклуб Франции вручил ему диплом пилота-авиатора № 31. А уже 21 марта 1910 года он совершил в Одессе публичные полёты. Это были первые в России полёты на аэроплане русского авиатора.

Французский аэроклуб пригласил Ефимова принять участие в международных состязаниях в Ницце, где ему удалось завоевать первое место, а в Вероне — второе. Во время авиационной недели в Будапеште братья Вуазен уговорили Михаила Ефимова испытать их необычной конструкции биплан. Но первый же полёт его был неудачным. Произошла тяжёлая авария. При ударе о землю пилота выбросило из гондолы. Ефимов получил тяжёлые травмы. Едва оправившись от них он участвует в новых состязаниях. Его ждут новые победы. Вернувшись в Россию Ефимов завоевал первое место по совокупности полётов и завоевал призы за высоту и продолжительность полёта, полёты при ветре, точность спуска, три приза военного ведомства за подъём небольшого груза и приз московских ведомств за наилучший планируемый спуск. Здесь же лётчик совершил первые в России ночные полёты. Ефимов также занимался изобретательской деятельностью, задумав построить аэроплан своей конструкции. Он неоднократно советовался с профессором Жуковским, работал над вопросами боевого применения авиации,принимал участие в военных манёврах, предложил свою идею создания двухмоторного бронированного самолёта. Это был самолёт для поля боя — штурмовик. Во время гражданской войны 1919 года Михаил Ефимов попал в плен к белогвардейцам и был расстрелян. Ему шёл 38 год.

Среди людей увлечённых авиацией оказался и уроженец Тамбовской губернии, победитель перелёта Петербург-Москва в 1911 году, Александр Алексеевич Васильев. Родился он 24 августа 1882 года в деревне Марьевка (село Преображенское) Темниковского уезда Тамбовской губернии. В Петербурге, наблюдая за демонстрационными полётами российских и зарубежных авиаторов, вдохновился желанием научиться летать. Поехав во Францию, Александр Васильев поступил в авиашколу Блерио в Этампе и через некоторое время (19 сентября 1910 года) получил диплом пилота под № 225. Как преуспевшего в полётах, его оставили в школе инструктором. Немного поработав там, Васильев вернулся в Россию и стал совершать показательные полёты во многих городах , в том числе Тамбове и Козлове. 8 мая 1911 года его самолёт «Блерио», доставленный на железнодорожную станцию Тамбова, перевезли на лошадях в район Варваринской площади (ныне Первомайская площадь). К этому моменту там уже были возведены трибуны для зрителей. Взлетев, Васильев поднялся на высоту 30–50 метров и совершил несколько кругов над спортивным полем, городом и вдоль реки Цны. С этого памятного дня интерес к авиации у тамбовчан начал постоянно возрастать. В газете «Народная нива» от 15 мая 1911 года был опубликован материал о полётах А. А. Васильева над землёй тамбовской. В июле 1911 года он участвовал в знаменитом перелёте Петербург-Москва. Ему приходилось несладко на маршруте перелёта. Из-за плохих топографических карт, да и отсутствия опыта в пользовании ими, он, перепутав Тверь с Торжком, миновав Вышний Волочёк, полетел к Ржеву, а не к Москве. Потерял из-за этого часа два. Вовремя сообразив,что ошибся, смог быстро восстановить ориентировку, выйдя к железной дороге и шоссе, ведущим к Москве. До неё было уже не так далеко. В Москве он финишировал на Ходынском поле. Он объездил Поволжье и Кавказ, Прикаспийские губернии, приехал в Среднюю Азию. Всюду люди изумлённо смотрели на " летай-человека« — это был неутомимый пилот Александр Васильев. Серию своих средне-азиатских полётов на гоночном «Блерио» он начал в Ашхабаде 19–20 февраля1911 года. Авиатор летал там в пользу пострадавших от землетрясения в Семиречье. При сильном ветре он совершил два взлёта, 26 февраля Александр Васильев произвёл полёт в Кизил-Арват специально для железнодорожных рабочих. «Летание» при сильном ветре над постройками представляло большую опасность для авиатора, но он с честью миновал её и при неописуемом восторге рабочих благополучно приземлился. 27 февраля Васильев вновь летает в Ашхабад в дождь и ветер. Много полётов он осуществляет в таких городах как, Бухара, Самарканд, Андижан, Ташкент.

Вернувшись в С.-Петербург, авиатор работает лётчиком-испытателем на Петербургском авиазаводе. В начале Первой мировой войны становится пилотом-добровольцем 9-й армии. 10 августа 1914 года он полетел на разведку в район города Львова был обстрелян и сбит, попал в плен. Наше командование делало попытки обменять Васильева на пленных австрийских офицеров. Но из этого ничего не вышло. Умер он в плену в 1918 году. Имя тамбовского авиатора А. А. Васильева по праву осталось в истории отечественной авиации среди первых покорителей Пятого океана, таких как М. Н. Ефимов, П. Н. Нестеров.

Ещё один из авиатор,, чья фамилия входит в список одного из первых пилотов — Пётр Николаевич Нестеров. Его имя широко известно не только в нашей стране, но и во всём мире. Авиационная деятельность длилась у него очень недолго — всего 3 года. Но за столь короткий срок он вырос из безвестного провинциального артиллерийского офицера в национального героя. Нестеров — родоначальник высшего пилотажа, ведущего своё начало от первой в мире «мёртвой петли», ныне носящей его имя. Он раздвинул рамки полётов далеко за пределы границ аэродромов, подал пример полётов в условиях «нелётной погоды», первым практически испытал некоторые виды военного применения авиации. Таран Нестерова был, есть и остаётся только русской формой боя в воздухе. Осуществил он его на практике 26 августа 1914 года. Прославленный лётчик таранил самолёт австрийского пилота Ф. Розенталя, который вёл воздушную разведку передвижения русских войск. Свидетель тарана писал: «Нестеров зашёл сзади, догнал врага и, как сокол бьёт неуклюжую цаплю, так и он ударил противника». Громоздкий самолёт врага продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. При этом, погиб и Пётр Нестеров. О его бессмертном подвиге писала не только русская, но и вся мировая пресса. Своим талантом лётчика-новатора он открыл новую станицу истории авиации. Пётр Николаевич Нестеров, как и многие другие известные российские лётчики, не являлся асом в прямом смысле слов — за короткий период своего участия в войне он совершил всего 7 боевых вылетов и одержал только одну воздушную победу. Однако вклад Нестерова в развитие отечественной авиации столь высок, что обойти его имя просто невозможно.

Громадный опыт, накопленный этими лётчиками, их вклад в развитие русской и мировой авиации, их новаторские и конструктивные идеи заложили основы для развития отечественной авиации и сохранили свою ценность вплоть до настоящего времени.

Для написания статьи использованы материалы журнала «Вестник воздухоплавания» из фонда основного книгохранения ТОУНБ и сайта https://vivaldi.nlr.ru.

1. Кукин-Балтийский Л. Крылья над землёй Тамбовской. – Тамбов: Пролетарский светоч, 2013. – С. 4–6.

2. Веробьян Б. История зарождения воздухоплавания и авиации в России. – М.: Техносфера, 2008. – С. 121–122.

3. История воздухоплавания и авиации в СССР. Период до 1914 года. – М.: Гос. изд-во в оборонной пром-сти, 1944. – С. 541–546.

4. Бурче Е. Пётр Николаевич Нестеров. – М.: Молодая гвардия, 1955. – С. 5–6, 178, 21.

5. Трунов К., Голышев. М Пётр Нестеров. – М.: Советская Россия, 1971. – С. 7, 128, 235.

6. Вестник воздухоплавания // Первое Российское торговое товарищество. – 1911. – № 11. – С. 3–4, 17.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю