Статьи
Первые авиаторы России и Тамбова
«Самолёт — величайшее
творение разума и рук
человеческих, он
неподвластен никаким
авторитетам, кроме
лиц, знающих и
уважающих лётные
законы».
(Н. Е. Жуковский).
Человек стал летать! Мечта многих столетий, наконец, осуществилась. Райт, Фарман, Блерио теперь шутя пролетают по воздуху десятки километров, делают смелые повороты, возвращаются, по желанию, к точке отправления, даже берут с собой пассажиров и опускаются на землю с поразительным мастерством. Многие другие авиаторы уже научились искусно летать и скоро, превзойдут своих учителей. Среди них такие известные воздухоплаватели России, как Михаил Никифорович Ефимов, Александр Алексеевич Васильев, Пётр Николаевич Нестеров.
Михаил Ефимов по профессии был электриком, по призванию — «сыном неба». Он безупречно сдал 21 января 1910 года пилотский экзамен и 15 февраля 1910 года аэроклуб Франции вручил ему диплом
Французский аэроклуб пригласил Ефимова принять участие в международных состязаниях в Ницце, где ему удалось завоевать первое место, а в Вероне — второе. Во время авиационной недели в Будапеште братья Вуазен уговорили Михаила Ефимова испытать их необычной конструкции биплан. Но первый же полёт его был неудачным. Произошла тяжёлая авария. При ударе о землю пилота выбросило из гондолы. Ефимов получил тяжёлые травмы. Едва оправившись от них он участвует в новых состязаниях. Его ждут новые победы. Вернувшись в Россию Ефимов завоевал первое место по совокупности полётов и завоевал призы за высоту и продолжительность полёта, полёты при ветре, точность спуска, три приза военного ведомства за подъём небольшого груза и приз московских ведомств за наилучший планируемый спуск. Здесь же лётчик совершил первые в России ночные полёты. Ефимов также занимался изобретательской деятельностью, задумав построить аэроплан своей конструкции. Он неоднократно советовался с профессором Жуковским, работал над вопросами боевого применения авиации,принимал участие в военных манёврах, предложил свою идею создания двухмоторного бронированного самолёта. Это был самолёт для поля боя — штурмовик. Во время гражданской войны 1919 года Михаил Ефимов попал в плен к белогвардейцам и был расстрелян. Ему шёл 38 год.
Среди людей увлечённых авиацией оказался и уроженец Тамбовской губернии, победитель перелёта
Вернувшись в
Ещё один из авиатор,, чья фамилия входит в список одного из первых пилотов — Пётр Николаевич Нестеров. Его имя широко известно не только в нашей стране, но и во всём мире. Авиационная деятельность длилась у него очень недолго — всего 3 года. Но за столь короткий срок он вырос из безвестного провинциального артиллерийского офицера в национального героя. Нестеров — родоначальник высшего пилотажа, ведущего своё начало от первой в мире «мёртвой петли», ныне носящей его имя. Он раздвинул рамки полётов далеко за пределы границ аэродромов, подал пример полётов в условиях «нелётной погоды», первым практически испытал некоторые виды военного применения авиации. Таран Нестерова был, есть и остаётся только русской формой боя в воздухе. Осуществил он его на практике 26 августа 1914 года. Прославленный лётчик таранил самолёт австрийского пилота Ф. Розенталя, который вёл воздушную разведку передвижения русских войск. Свидетель тарана писал: «Нестеров зашёл сзади, догнал врага и, как сокол бьёт неуклюжую цаплю, так и он ударил противника». Громоздкий самолёт врага продолжал некоторое время лететь, потом повалился на левый бок и стремительно упал. При этом, погиб и Пётр Нестеров. О его бессмертном подвиге писала не только русская, но и вся мировая пресса. Своим талантом лётчика-новатора он открыл новую станицу истории авиации. Пётр Николаевич Нестеров, как и многие другие известные российские лётчики, не являлся асом в прямом смысле слов — за короткий период своего участия в войне он совершил всего 7 боевых вылетов и одержал только одну воздушную победу. Однако вклад Нестерова в развитие отечественной авиации столь высок, что обойти его имя просто невозможно.
Громадный опыт, накопленный этими лётчиками, их вклад в развитие русской и мировой авиации, их новаторские и конструктивные идеи заложили основы для развития отечественной авиации и сохранили свою ценность вплоть до настоящего времени.
Для написания статьи использованы материалы журнала «Вестник воздухоплавания» из фонда основного книгохранения ТОУНБ и сайта https://vivaldi.nlr.ru.
1. Кукин-Балтийский Л. Крылья над землёй Тамбовской. – Тамбов: Пролетарский светоч, 2013. – С.
2. Веробьян Б. История зарождения воздухоплавания и авиации в России. – М.: Техносфера, 2008. – С.
3. История воздухоплавания и авиации в СССР. Период до 1914 года. – М.: Гос. изд-во в оборонной пром-сти, 1944. – С.
4. Бурче Е. Пётр Николаевич Нестеров. – М.: Молодая гвардия, 1955. – С.
5. Трунов К., Голышев. М Пётр Нестеров. – М.: Советская Россия, 1971. – С. 7, 128, 235.
6. Вестник воздухоплавания // Первое Российское торговое
товарищество. – 1911. – № 11. – С.