tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи

Наш любимый смешной «Крокодил»

Обычно принято начинать биографию журнала «Крокодил» с рассказа о том, как в прокуренной комнате много часов подряд немногочисленные сотрудники во главе с первым его редактором Константином Степановичем Еремеевым тщетно пытались придумать журналу броское и запоминающееся название. В конце концов оно было придумано и он вышел в свет 27 августа 1922 года с названием «Крокодил». За создание этого массового боевого сатирического журнала взялись первые художники Дмитрий Моор — известный карикатурист и плакатист, Михаил Черемных, рисовавший тогда знаменитые «Окна Роста», поэты Демьян Бедный и Василий Лебедев-Кумач, художник-карикатурист Иван Малютин. И уже для первого номера Иван Малютин нарисовал оригинального красного крокодила, который и стал символом журнала. За увесистой фигурой симпатичного животного художник нарисовал группу его первых сотрудников, среди которых можно различить Демьяна Бедного, Владимира Маяковского, Дмитрия Моора, Михаила Черемныха. Для этого же номера Демьян Бедный написал стихотворение, где была чётко сформулирована задача издания: «Добираться до всякой гнилости и ворошить гниль без всякой милости, чтоб нэповская муть не цвела и не гнила. Вот какова задача Красного Крокодила!».

Популярность и авторитет нового журнала быстро росли и наступил день, когда на очередной сессии «Крокодил» был избран почётным членом Московского Совета. В конце 20-х годов на собранные среди подписчиков и его сотрудников средства был построен самолёт «Крокодил», который включили в эскадрилью имени Максима Горького. Спецкоры летали на нём в самые отдалённые уголки страны. На протяжении истории журнала постоянными его разделами были: «Вилы в бок!» — фельетоны на разные темы, «Крокодил помог» — статьи о мерах, принятых по итогам публикаций журнала, «Нарочно не придумаешь» — коллекция разнообразных курьёзов в печати, «Улыбки разных широт» — юмор народов мира, «Ба, знакомые всё лица!» — шаржи и эпиграммы на деятелей культуры и искусства, «Крокодильский концерт» — сатирические карикатуры с подписями-цитатами из популярных песен и т. д.

Большие изменения произошли в «Крокодиле» в связи с приходом в него в качестве редактора Михаила Кольцова, который привлёк к активной работе в журнал талантливых сатириков. Значительно расширился круг художников, как за счёт старых карикатуристов, прекративших ранее своё сотрудничество, так и за счёт новой талантливой молодёжи. Среди них Борис Малаховский, Леонид Генч, Фёдор Решетников. Это позволило редколлегии журнала расширить тематику, сделать её социально острой, высокохудожественной. На страницах «Крокодила» высмеивались разнообразные пороки общества и пережитки прошлого, клеймились карьеристы и лодыри, прогульщики и бракоделы, подхалимы и демагоги.

Следующим основным этапом в жизни журнала стала Великая Отечественная война. С первых её дней всё содержание «Крокодила» стало подчинено одной задаче — борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. В журнале печатаются памфлеты, фельетоны, карикатуры, разоблачающие фашистских поджигателей войны и их пособников.

Замечательным достижением являются политические карикатуры на международные темы, представленные именами Кукрыниксов, Елисеева, Ефимова. В эти годы многие сатирики «Крокодила» сражаются в рядах Красной Армии. С передовой линии огня шлют они в свой журнал острые гневные произведения. За перо и карандаш берутся в эти годы и сатирики старшего поколения, оставшиеся в тылу и взявшие на себя хлопоты по бесперебойному выпуску журнала — В. Лебедев-Кумач, Д. Бедный, С. Маршак, Н. Кружков. Зная силу печатного слова, немцы целенаправленно бомбили типографии, Гитлер заочно приговорил некоторых советских карикатуристов к смертной казни — их плакаты разили прямо в цель.

В послевоенное время редколлегия возродила лучшие традиции «Крокодила» 20–30 годов. Тысячи читателей участвовали в конкурсах журнала: «На короткий рассказ», «На лучшую тему для карикатуры», «На ударных стройках, заводах, фабриках, в совхозах и колхозах», организовывали посты «Крокодила», журнал взял шефство над такими стройками, появились специальные рубрики «Рейд Крокодила», «У моих подшефных». Именно на страницах журнала впервые появилось слово «стиляга». Этот тип городского пижона, тунеядца и потенциального преступника — в зелёных носках, немыслимых ботинках, брюках «клёш» и галстуках цвета «закат в джунглях», потом получил большое распространение в литературе и в кино.

Конец 80-х годов изменил политическую направленность материалов «Крокодила». Появилось много фельетонов и карикатур резко критикующих идеологию и политику СССР. С журналом активно сотрудничают художники «нового поколения».

Из тамбовских художников-карикатуристов, печатавшихся в журнале хочется отметить и нашего земляка Михаила Златковского.

Родился он в деревне Христофоровка села Вторые Левые Ламки Тамбовской области. Михаил Златковский всемирно известный художник и общественный деятель. Он был основателем и первым Президентом Союза карикатуристов СССР. Избран в 1988 году Вице-Президентом Всеевропейского союза карикатуристов. У него большое число персональных выставок за рубежом — в Бельгии, Германии, Италии, США. Михаил Златковский впервые громогласно говорил о политической продажности советской сатирической графики, не раз выступал на открытиях Всесоюзных выставок, на конференциях, на страницах «Крокодил». Согласно опросу, который провели среди профессиональных художников всего мира, Златковский был признан «Лучшим карикатуристом всех времён и народов». В основном карикатуры публиковал журнал «Крокодил».

В 2000 году в связи с недостаточным финансированием «Крокодил» перестал издаваться. Журнал неоднократно пытались возродить. Однако, рассчитанный он не смог завоевать прежней популярности и окончательно закрылся в 2008 году. На протяжении всей своей продолжительной жизни «Крокодил» может гордиться своими карикатуристами, поэтами, писателями хорошими и именно разными. В этом и есть прелесть их весёлого и талантливого творчества.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю