tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Новости


22-07-2016

«К приюту тихому беседы просвещённой...»

Там собираются, влекомые туда
Старинной дружбою (приманкой вечно новой!)
Все те, кто песнию, иль речью, иль пером
Себя прославили, кто русским путь открыли
К святой поэзии, кто в сердце не забыли,
Что этот мирный кров был их родным гнездом.
Они там запросто, и дома, и покойны,
Их круг разрозненный становится тесней...
Евдокия Ростопчина

21 июля в стенах библиотеки для отдыхающих Геронтологического центра прошёл литературно-музыкальный вечер «К приюту тихому беседы просвещённой», посвящённый истории литературных салонов в России 19 века.

Гости расположились в зале, стилизованном под Пушкинскую эпоху. Ведущие литературно-музыкального вечера Галина Корнилова и Татьяна Гордеева постарались ввести присутствующих в ту атмосферу, в которой зародились и существовали литературные салоны.

Салоны вообще-то дамское изобретение. Утверждают, что первый салон завела еще в XVI веке Маргарита Наваррская, будущая королева Франции. Однако скорее всего это был все же салон мадам де Рамбуйе. Открытый ею в 1617 году недалеко от Парижа, в родовом замке мужа, он стал не просто местом беспечного времяпровождения, но местом встреч и бесед известных людей того времени, обмена мнениями, новостями, демонстрацией новинок поэзии и музыки. Салоны изначально славились своей утонченной атмосферой, особой аурой непринужденности, домашности. По-французски salon означает гостиную. А со времен мадам Рамбуйе это значило еще и «высшее общество».

В России салоны появились во времена Екатерины II, а расцвет их пришелся на первую половину XIX века.

Так сложилось, что более всего славились в России салоны женские. Обмен мнениями и новостями за картами и шоколадом, или обсуждение политических вопросов за чаем и трубкой... Каждому свое... Очень точно охарактеризовал эти уютные вечера князь Вяземский, завсегдатай самых известных домов, который назвал российские салоны «всемирная изустная разговорная газета».

В России салон стал местом, где двигали прогресс и культуру. В гостиных не только беседовали и спорили, но играли и читали новые произведения, здесь обсуждались насущные вопросы литературы, живописи, музыки, а порой и политики. Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Вяземский, Глинка, Даргомыжский, Брюллов, Берлиоз, Шуман — всегдашние гости на домашних вечерах.

Салон — это, прежде всего, его хозяйка— женщина, вокруг которой собирается круг ее друзей и поклонников. Хозяйки известных салонов в России — это Зинаида Александровна Волконская и Александра Осиповна Смирнова-Россет, Евдокия Ивановна Голицына и Екатерина Андреевна Карамзина, Елизавета Михайловна Хитрово и Дарья Фёдоровна Фикельмон, великая княгиня Елена Павловна и Авдотья Петровна Елагина. Существовали, впрочем, и такие салоны, душой которых был хозяин дома, как, например, Алексей Николаевич Оленин или Владимир Александрович Соллогуб.

Каждый салон отличался своим подбором посетителей, своим характером. К княгине Волконской в её московский салон приходили наслаждаться музыкой и поэзией, у Софьи Дмитриевны Пономарёвой собиралось общество друзей-литераторов.

В петербургских салонах Елизаветы Хитрово и её дочери графини Фикельмон собирался великосветский салон. Вся животрепещущая жизнь европейская и русская, политическая, литературная и общественная имела верные отголоски в этих двух родственных салонах. В них можно было запастись сведениями о всех вопросах дня, начиная от политической брошюры и парламентской речи французского или английского оратора и кончая романом или драмой одного из любимцев той литературной эпохи.

В салоне великой княгини Елены Павловны приветствовалось всё талантливое и оригинальное, в чести было музицирование, чтение стихов, умная беседа. Именно здесь, в одной из роскошных гостиных дворца, получил известность юный Даргомыжский: здесь он раскрылся как блистательный пианист-виртуоз, а позже как автор и исполнитель романсов; здесь проявился талант Антона Рубинштейна — музыканта и дирижёра, который затем встанет во главе Петербургской консерватории. Здесь в салоне Елены Павловны состоялся дебют студента консерватории Петра Чайковского.

Совершенно другими были вечера у литератора Соллогуба. Кроме людей искусства здесь было много людей сановных, которые вблизи могли посмотреть на русских литераторов.

В салоне Карамзиных с самого начала говорили только на русском языке. Этот салон в течение двадцати и более лет был одним из самых привлекательных центров петербургской общественной жизни, истинным оазисом литературных и умственных интересов среди блестящего и пышного, но мало одухотворённого петербургского света.

Ах, эти салоны с их уютом, ощущением задушевности, прекрасными вдохновительницами пушкинской эпохи! Сколько было спето и сыграно там, сколько читано, сколько высказано мыслей!

Вот и для нашего вечера была подготовлена обширная программа: в начале студентка ТГМПИ им. С. В. Рахманинова Карина Алленова исполнила на флейте два произведения композиторов 19 века. Прозвучало много стихов А. С. Пушкина. Гости посмотрели подготовленную для них музыкальную видеопрограмму, куда входили романсы русских композиторов, такие как "Ты скоро меня позабудешь«Даргомыжского, «Соловей» Алябьева, «Я вас любил» и «В крови горит огонь желаний» Глинки и другие мало известные романсы того времени.

Собравшиеся в зале библиотеки зрители узнали много интересного и нового для себя про Пушкинскую эпоху, про блистательных женщин и их салоны.

Для вечера была оформлена большая экспозиция книг, иллюстрированная портретами писателей и поэтов 19 века.


Поделиться новостью:

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю