tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи и литература

Новый сборник поэта Валерия Хворова

Новый сборник Валерий Хворова

Новым изданием тамбовского поэта В. М. Хворова, увидевшим свет в 2010 году, пополнился краеведческий фонд ТОУНБ им. А. С. Пушкина. Сборник стихов «Легенды Лысых гор» предваряет обращение к читателям, в котором автор выражает свое мнение относительно общественной жизни России и обращается к истории Тамбовщины, подводя читателей к сюжету первого произведения.

Цикл стихов «Легенды Лысых гор» состоит из 10-ти частей: «Казаки Лысых гор», «Рубежи», «Острог», «Село», «Переселенцы», «Гора откровений», «Лунный дурман», «Прозрение», «Времена», «Любовь не одиноких», в которых автор рассказывает о жизни сельчан в разные периоды российской истории. Валерий Михайлович старается показать такие эпизоды, как защита рубежей Тамбовщины, крестьянские волнения и войны, быт крестьян села Лысые горы и многое другое. Это сочинение показывает восприятие истории и современности представителем среднего поколения и обращает внимание на духовность и патриотизм:

…Бей врагов! Будешь Богом прощен,
Лишь бы край был от них защищен,
Лишь бы в избы родного села
Никакая беда не вошла…

… Оставила чувства в покое тщета,
С надеждой на Бога душа не пуста.
Я в глубь своей памяти взор устремлю:
Я — русский. И русскую землю люблю…

Издание дополняют стихотворения различной тематики, вмещающие философские размышления автора, природные зарисовки и отражающие нашу действительность:

      Лик судьбы
Открылась мне истина жизни былой,
Пронзив мою память разящей стрелой.
И крик я услышал, и плач услыхал,
Когдав одиночестве тихо вздыхал…

      Электронный туман
…В компьютере все перемешано:
Все нравы, и все времена.
Безумство душевное взвешено,
И жизни известна цена…

      Косой дождь
…Клокотали небеса,
Грома зрела сила…
Мгла вокруг за полчаса
Все перекосила.
Туча стала грозовой,
Ярость источая…
Пролилась водой живой
В чаши Иван-чая.

В некоторых произведениях автор описывает православные традиции, как например, в стихотворении «Русская купель»:

…Благая весть крещенская
Звучит строкой стиха.
И силушка вселенская
Вся в благости тиха…

Глубоким смыслом наполнены строчки поэтического сочинения «В храме никому не одиноко», в котором видны переживания автора относительно нашей безнравственности и греховности:

В храме никому не одиноко,
Грозно смотрит сверху Божье око.
Видит Бог, что было и что есть -
Совесть, веру каждого и честь….

…Можно к храму боком повернуться,
Обойти, и с миром не вернуться.
Можно к бездуховности привыкнуть,
Голову склонить и телом сникнуть…

Импонируют гражданские чувства и патриотизм поэта. В предисловии к сборнику он пишет: «…Только здесь [на Родине] истинный глас наших молитв усиливается в несколько раз в крестных храмах и высшая благодать нисходит на достойных ее с легкостью и ясностью луча Солнца. Даже если жизнь становится невыносимой, все равно в родных местах можно найти родники, которые исцелят нас. И здесь обязательно взойдет рассвет, который подарит каждому светлую надежду на лучшее будущее…».
Завершает сборник наполненное оптимизмом поэтическое произведение «Вольному воля!», в котором В. М. Хворов делает акцент на чувства к Родине:

…Здесь — жизнь моя!
Прекрасна моя доля!
И вольному здесь истинная воля.
Взгляну налево, и взгляну направо,
Я Родину любить имею право.

Миниатюрное издание рассчитано на серьезных, вдумчивых читателей, увлеченных поэзией и краеведением.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 13
Таня Сидорова
14.06.2010 18:52
Стихи Валерия Хворова сумбурны. Что хотел автор выразить в своей поэме, вообще не понятно. Хворову, на мой взгляд, не хватает элементарного профессионализма.
Алексей Иванов (Тамбов)
16.06.2010 23:20
Стихи Валерия Хворова понятны и ясны любому кто разбирается в поэзии. Это прекрасные образные произведения поэтического совершенства.
Чтобы оценить его поэму недостаточно поверхностного мнения. С точки зрения стилистики и художественного смысла поэма красива и неповторима, исторически правдива. Я рад творчеству данного автора, желаю ему успехов в дальнейших произведениях!
Таня Сидорова.
28.06.2010 21:26
Напрасно господин Иванов так защищает автора - Валерия Хворова. Это медвежья услуга. Ничего выдающегося в стихах этого тамбовского поэта нет. В наше время всякий берется судить о стихах. Я же не пишу, например, о балете. В нем я уж точно профан.А вы господин Иванов плохой адвокат, воспитанный, вероятно, на стихах таких же поэтов, как Хворов.
Обухов Юрий Николаевич, 64 года (Рассказово)
29.06.2010 16:59
Интересная дискуссия развернулась на сайте библиотеки. Вот хорошо, что неравнодушные товарищи попались. Особенно эта Таня Сидорова. Но уж очень она по высказываниям на мужика похожа. Может быть - это какой нибудь Сидоров Ваня - точно. А если серьезно, то мало у нас дискуссионных клубов. Мы и не знаем толком о тамбовских поэтах. Что у нас, кроме Дорожкиной, и нет больше никого. Вот, например, Хворов. Но мне о нем ничего не известно, чтобы делать о его поэзии выводы. По двум, трем строчкам трудно понять, что он за поэт. Хотя, ПРОВИНЦИЯ МАЛО КОГО И ЧЕГО МОЖЕТ РОДИТЬ СТОЯЩЕГО. ЗДЕСЬ ВОЗДУХА МАЛО, НЕЧЕМ ДЫШАТЬ.
Ростислав
30.06.2010 09:39
Юрий, насчет ПРОВИНЦИИ я с Вами категорически не согласен. Именно провинция рождала и продолжает рождать по-настоящему СТОЯЩЕЕ. Воздуха мало у того, кто страдает астмой. Конечно, это больные люди, которым можно только посочувствовать. Возможно, им даже поможет какое-то лечение (хотелось бы в это верить). Если же дело не в астме, то нужно просто научиться правильно дышать. Здоровому человеку, вне зависимости от того где он живет, воздуха должно хватать.

Вопрос в другом. Насколько наша публика готова воспринимать "провинциальный" голос? Есть ли в этом потребность и нужда? Мне кажется, что современному читателю не нужна ни "деревенская проза", ни Шукшин, ни (даже) Алексей Иванов. Современному читателю близко другое. Современный читатель живет в мегаполисах.

Если говорить о контенте (содержимом), то по большому счету ПРОВИНЦИЯ может обслуживать только ПРОВИНЦИЮ, не претендуя на что-то глобальное. Иное сейчас выглядело бы глупо. Общечеловеческие ценности :) остаются неизменными вне времени и места. Будь то провинция или не провинция, не в этом суть. Провинцию можно уважать хотя бы за то, что она все еще продолжает творить на каком-никаком энтузиазме, без коммерциализации своего творчества. Проза Виктора Лихачева тому пример. Он, кстати, бывал в нашей библиотеке не раз.
Елена Михайловна
30.06.2010 15:55
Могу поспорить я о вольности и воле

Здесь - наша жизнь, но как разнятся доли!

Взглянув направо, вспомню я при этом:

Обязан гражданином быть, и лишь потом - поэтом.
Обухов
30.06.2010 19:42
Причем здесь астматики, дорогой Ростислав! Дело в том, что от рабыни рождает раб, от свободного человека - свободный. В провинции нет свободы творчества и самовыражения. Речь не идет о политической свободе. Дело в другом. В личностях, если хотите, масштабе мысли, полете. Сегодня и Москву можно назвать провинцией. И там витает местечковый дух тусовок,группировок. Так и здесь. Но за пределами Тамбовской области есть еще и Россия.
Таня Сидорова
30.06.2010 19:44
Графоманы всех стран объединяйтесь! Сам написал, сам издал, и сам себя хвалю. Хорошо устроились некоторые поэты. Нет, вы не угадали, Обухов - господин хороший, что я мужик. Но постоять за свои принципы могу не хуже вас, мужчины.
Татьяна Леонидовна Писарева
01.07.2010 20:59
Таня Сидорова! Вы совершенно не пояснили свою позицию. Если что-то отрицаете, то обязательно должны быть примеры. У Вас их нет. Это значит, что Вы или ничего не понимаете в поэзии, или просто завидуете. А от зависти даже убивают, то есть становятся преступниками.
Я согласна с Алексеем Ивановым. Он утверждает, что стихи Валерия Хворова понятны и ясны любому, кто разбирается в поэзии. Вы ему возразили, но голословно, чем опорочили себя собственной клеветой и доказали лишь только то, что Вы не разбираетесь в поэзии. Если Вы даже пишите прозой, то это не значит, что Вы уже имеете право оценивать поэзию.
А вот поэты имеют право критиковать прозу, потому что в поэзию приходят от прозы, с которой мы все знакомы с детства на практике. Поэзия - это сливки литературы. «Презренной прозой», по выражению классиков, пишут все, кому не лень. Попробуйте, приведите свои стихи, и мы посмотрим, имеете ли Вы право вообще отзываться о стихах. Я уверена, что Вы даже не знаете значений слов «сумбур», «профессионализм». Посмотрите в толковом словаре. Вы не только в балете, но и в стихах «уж точно профан». Цитата Ваша. Вам не понятно, что хотел автор выразить в своей поэме. Может быть, надо было читать поэму до тех пор, пока не поняли? Это же не проза, где словам просторно, а мыслям тесно.

«…Здесь — жизнь моя!
Прекрасна эта доля!
И вольному здесь истинная воля.
Взгляну налево, взгляну направо,
Я Родину любить имею право».

Что здесь непонятного? Вам тоже надо сначала оглядеться, прежде чем увериться в том, что Вы имеете право так не любить поэзию…
Я в интернете читала рассуждения Николая Лаврентьева Тамбовского. Он там на примере двух стихотворении толково доказал, что его стихи лучше стихов Дорожкиной. Он исходил от пословицы: «Всё познаётся сравнением». Поучитесь у него аргументации. Сравните стихи Валерия Хворова со стихами Дорожкиной, и, надеюсь, у Вас появится чувство стыда за свои необдуманные слова. Кстати, а как Вы оцениваете её стихи? Сравните с поэзией любого поэта.
Таня Сидорова
01.07.2010 21:53
Хотите аргументы. Извольте. Будем разбирать стихи Хворова по строчкам. Если это кому-то интересно. Возьмем, к примеру,

…Можно к храму боком повернуться,
Обойти, и с миром не вернуться.
Можно к бездуховности привыкнуть,
Голову склонить и телом сникнуть…

Почему к храму автор поворачивается боком, а можно и передом и задом - не дуре, не понятно. Может кто объяснит. Хотя предполагаю, что эта очень и чень глубокомысленная строка. Дальше автор что-то обходит, вероятно храм, и вероятно боком. Только непонятно зачем он пошел - мотив. В храм обычно заходят,но автор оригинал - обходит. Ладно,пусть пошел и с миром не вернулся. Значит обошел храм и вернулся по крайней мере с войной. Вот к чему приводят прогулки вокруг храма. Бррр. Дальше ни с того , ни с сего говорит о привычке к бездуховности. Еще одна глупость. Бездуховность чего? Напрашивается конкретный вопрос. Бездуховность народа, правительства, человека, который стоит боком к храму? Потом он склоняет голову и никнет телом. Вот так. Большой оригинал. Я ни разу в жизни не видел, как можно никнуть телом. Впрочем вру. Алкаши никнут телом на лавочке. Но перед кем автор склонил голову,то же не понятно - вероятно перед бездуховностью, к которой он привык. Хватит. Самой противно.
Это не стихи, а поток сознания. Автор что-то хочет выразить, а что неизвестно. Нет ясных и глубоких образов. Нет отточенных мыслей. Когда читаешь Пушкина - у него все понятно, логично. Но если песня о том, что вижу - пою, можно назвать лирикой, то это тогда лирика.
Думаю этого примера вам хватит. Если еще желаете. Заходите к нам на огонек.
Ростислав
03.07.2010 07:43
Уважаемые, держитесь в рамках цивилизованной дискуссии. Комментарии с переходом на личности в дальнейшем будут удаляться модератором.
Татьяна Леонидовна Писарева
04.07.2010 12:10
Спасибо за приглашение зайти на огонек.

Танёк Сидоров! После Вашей откровенной промашки: «Я ни разу в жизни не видел» у меня не осталось сомнений, что Вы мужского рода. Зачем Вы притворяетесь женщиной? Думаете, что если Вы слабого пола, то Ваши ошибки простительны?

Вы приводите цитаты без кавычек. Почему? «…Можно к храму боком повернуться, Обойти, и с миром не вернуться. Можно к бездуховности привыкнуть, Голову склонить и телом сникнуть…».

Вы спрашиваете: «Почему к храму автор поворачивается боком, а можно и передом и задом - не дуре, не понятно. Может кто объяснит».
А откуда Вы взяли, что это сам «автор поворачивается боком»?

«Дальше автор что-то обходит, вероятно, храм, и вероятно боком. Только непонятно зачем он пошел - мотив. В храм обычно заходят, но автор оригинал - обходит. Ладно, пусть пошел и с миром не вернулся. Значит, обошел храм и вернулся по крайней мере с войной. Вот к чему приводят прогулки вокруг храма. Бррр».

Автор ничего не обходит, это Ваша надуманность! Кто Вас учил этому? Валерий Хворов здесь имел ввиду людей грешных, которые обходят нравственность. И в дальнейших строчках он таких людей не приветствует, мягко говоря.

Оять Ваша цитата: «Дальше ни с того, ни с сего говорит о привычке к бездуховности. Еще одна глупость. Бездуховность чего? Напрашивается конкретный вопрос. Бездуховность народа, правительства, человека, который стоит боком к храму? Потом он склоняет голову и никнет телом. Вот так. Большой оригинал. Я ни разу в жизни не видел, как можно никнуть телом. Впрочем, вру. Алкаши никнут телом на лавочке. Но перед кем автор склонил голову, тоже непонятно - вероятно перед бездуховностью, к которой он привык».
Если бы он привык к бездушию, то не заметил этого состояния общества. Читаю Ваши подобия аргументов, и понимаю, что Вы далеки не только от поэзии, но и от прозы. Опущу Ваши многочисленные орфографические ошибки в цитате, которые я по доброте душевной исправила. Главная Ваша логическая ошибка в том, что всё, к чему автор относится отрицательно, Вы обращаете к нему же. Вы должны же всё-таки понимать, что эта строфа «вырвана из контекста». Не было места привести всю поэму в обозрении.
Но Вы, однозначно не понимая этого, повторяете своё любимое слово: «глупость», обращая его... Дальнейшие мои рассуждения на эту тему запрещены модератором. Получилось, так, то, что Вам можно, то остальным нельзя. Давайте не оскорблять никого впредь. Хорошо?
Естественно, что Вам самому противно от своих слов, от своего непонимания даже ясных и глубоких образов. Вы продемонстрировали в прозе не поток сознания, а поток предвзятости. Нет отточенных мыслей в Ваших доводах. Читателю стало известно только то, что Вы выразили личную неприязнь к Хворову. Отчего? От зависти?

Ваша цитата: «Когда читаешь Пушкина - у него все понятно», единственная, которая Вас оправдывает. В подсознании Вы догадались, что стихи Хворова надо сравнивать не со стихами той, кого я Вам рекомендовала, а соотносить его поэзию только со стихами Пушкина. В этом я с Вами солидарна.
Вы ушли от ответа на заключительный мой вопрос от 2010-07-01 20:59:12, почему?
Таня Сидорова
04.07.2010 20:54
Забавно. Вы, Татьяна Леонидовна Писарева, с таким упорством защищаете слабые строчки Хворова, что можно только позавидовать. Вы думаете, что на белом свете больше нет людей с хорошим поэтическим вкусом. Напрасно. В эмоциональном запале, может быть, я не так доходчиво указала на недостатки стихов поэта. (Кстати, не нужно меня провоцировать на поэзию Дорожкиной. По крайней мере, у ней просматривается некоторая логика в стихах). С чего вы взяли, что я отношусь к Хворову предвзято? Напротив, мне импонируют люди поэтического склада души. Мне казалось, что творческие люди всегда прислушиваются к мнению других. А я выражаю лишь свое мнение. Но я не последняя инстанция истины. Можете не соглашаться и наплевать на мои доводы. Вот и все. Простите, если я кого-то невольно обидела.
Попробую еще раз показать в чем промах поэзии Хворова. Цитата. "…В компьютере все перемешано:
Все нравы, и все времена.
Безумство душевное взвешено,
И жизни известна цена…

Первая строчка опять не годится. Перемешано может быть молоко с водой. Хотя здесь, в принципе, понятно, что хотел сказать автор. Но слово "перемешано" - здесь не вяжется. Оно случайно. Притянуто за уши к рифме "взвешено". Оно плохо вяжется со второй строкой. Нужно было найти другое слово. Вообще рифма так себе. Рифма может быть и слабой, как у А. Блока. Но он выражает свои мысли предельно ясно и оригинально, глубоко, образно - гениально.
Идем дальше.
"Безумство душевное взвешено". Кем или чем оно взвешено? Мне, что опять догадываться?
Но больше всего меня поразило - "И жизни известна цена…" Это абсурд. Получается безумство взвесили и определили цену человеческой жизни. Непонятно только какая здесь единица измерения. Вообще мне казалось, что человеческая жизнь бесценна. Хотя в наше время она может и не стоить и трех копеек. Бывали времена, что хватало и 30 сребреников.
И не нужно брать целиком стихотворение, чтобы понять сущность этих строк.
Вы привели как положительный пример такие строки - "Прекрасна моя доля!
И вольному здесь истинная воля.
Взгляну налево, и взгляну направо,
Я Родину любить имею право".
Не могу с вами опять согласиться. Мне кажется, что Хворов написал первую статью к новой конституции. Пункт 1, параграф 1: Человек (неизвестной нам пока страны) имеет право любить родину(!?). Но не поэтическая эта строка! Что хотите со мной, то и делайте. Другие строки также мало, что говорят нового. Накручивать слова, как нитку на клубок, мне, кажется, не стоит. Не помню кто сказал, что в поэзии словам должно быть тесно, а мыслям просторно. Но это замечательно сказано.
Кстати, если вам составляет большое удовольствие расставлять за мной запятые, то не возражаю. Я только за поголовную грамотность.

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю