tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи и литература

Олег Фомин и его тамбовские товарищи.

Город, где человек появился на свет, остаётся в памяти, в душе и в сердце на всю жизнь. При случайных встречах с земляками, при упоминании знакомых названий, событий, адресов и ещё чего-то, даже на первый взгляд незначительного, всколыхнётся внутри: «Вот они, родные места!».

В 2012 г. отметил свой полувековой юбилей актёр театра и кино, известный режиссёр, создатель популярных телесериалов, фильмов и антреприз Олег Борисович Фомин. Этот очерк — о родственных, дружеских и творческих связях артиста с малой родиной, о тех «незримых ниточках», которые соединяют его с нами, с Тамбовом.

Родился Олег в областном центре 21 мая, в самом начале 1960-х гг. В эпоху, отмеченную в истории и первыми полётами в космос, и высадкой астронавтов на Луну, и «хрущёвской оттепелью», и расцветом научной фантастики. Его родители — из знаменитых «шестидесятников», из тех «физиков», что были не чужды и лирики. Это поколение в молодости увлекалось идеями Ивана Ефремова, братьев Аркадия и Бориса Стругацких, Станислава Лема и других провидцев и стремилось «сказку сделать былью» на благо родной страны и (ни много ни мало) всего человечества. С искренними оптимистическими устремлениями они воспитывали и своих детей. «Море энергии (благодаря отцу), которую некуда было девать, поэтому хотелось успеть всё и сразу: и спорт, и театр, и драться, и фехтовать, и заниматься сценодвижением. В общем, всё равно было мало», — так вспоминал Олег о своём детстве. Некоторые Интернет-источники пишут о том, что «его родители были далеки от искусства», но при этом не уточняют, что отец, Борис Фомин, всю жизнь занимался живописью. Позже его картины использовались в художественном оформлении кино- и телефильмов сына.

Олег тоже постоянно рисовал, особенно ему удавались шаржи на одноклассников, «за что получал каждую перемену, поэтому с первым же звонком приходилось убегать от погони, была бесконечная беготня». При таком ускоренном ритме в свободное время подростка умещались и занятия боксом (второй разряд), шахматами, штангой, и постановки в драмкружке с 4-го класса, иногда на иностранном языке (потому что школа была, как тогда говорили, «с английским уклоном»), а также спектакли на сцене Дворца пионеров и Дома культуры «Юбилейный» (руководители В. Товма, Л. Соловская), и дружеские «междусобойчики» дома, во дворе, у приятелей. Фомин вырос в семье, где благодаря родителям, их терпению, пониманию, хорошему отношению к людям, «двери просто всегда были открыты» для друзей и знакомых, особенно для товарищей сына. И вместе с гостями в них входили открытость, распахнутость, душевная щедрость — правила общения лучших представителей этого поколения.

После окончания школы с неистощимым запасом творческих сил и планов молодой человек отправился покорять столицу, так как «понимал, что есть уровень Тамбова, а есть уровень Москвы». В одном интервью Олег Фомин, оценивая прошлое, заметил, что недолго выбирал будущую профессию: «Практически с детского сада сомнений не было куда-то идти, были лёгкие потуги стать либо клоуном, либо космонавтом, но это совсем в раннем детстве». На тот момент у юноши уже имелся опыт участия в различных творческих испытаниях (от конкурсов чтецов в Ясной Поляне до вступительных экзаменов в московских театральных вузах, куда он ездил практиковаться и после восьмого, и после девятого класса). Выучив наизусть «репертуар всей студии старшей группы, которые уже выступали», Олег тоже весьма активно «пытался выступать». Имея в своём запасе «15 басен, 10 вариантов прозы, множество стихов, поэм и т. д.», абитуриент Фомин с лёгкостью менял программу перед разными приемными комиссиями. Поступив сразу в несколько учёбных заведений и не раздумывая слишком долго, он выбрал театральное училище им. М. С. Щепкина (ныне Высшее театральное училище (институт) им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России). Прославленный на всю страну вуз знаменит своими традициями обучения и воспитания молодых артистов и высочайшим уровнем культуры общения, но при этом «меньше всего было какой-то звёздности в студентах-старшекурсниках. Именно атмосфера мне понравилась. И все мои любимые артисты: Даль, Луспекаев, Виталик Соломин, Витя Павлов — учились в Щепкинском».

Курс, на который поступил Олег Фомин, набирал выдающийся артист, один из основных, ведущих актёров Малого театра Николай Александрович Анненков, уроженец с. Инжавино Кирсановского уезда (по другим источникам, с. Калугино) Тамбовской губернии. Вот и вторая «тамбовская ниточка» в судьбе О. Б. Фомина, связывающая двух артистов. Н. А. Анненков появился на свет ещё в Российской Империи в 1899 г., а скончался в 1999 г. уже в Российской Федерации, то есть полностью пережил СССР и смену трёх исторических эпох в нашей стране. Некоторые его биографы утверждают, что он преуменьшал свой возраст и незадолго до смерти отметил не столетний юбилей, а сточетырёхлетие! Семья была зажиточная (как тогда говорили, «из купцов»). Отец, Александр Кокин (это настоящая фамилия актёра), занимался благотворительностью, принимал активное участие в создании инжавинского Общества трезвости, при котором действовал также драмкружок. Именно на любительской сцене в родном селе впервые показал свои способности будущий народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий. Начальное образование Николай получил в местной школе, потом окончил Тамбовское реальное училище, затем продолжил своё обучение в Московском институте инженеров путей сообщения и в Высших театральных мастерских при Малом театре. Он не только преподавал полвека в Щепкинском училище, но и был его выпускником, как и нынешний художественный руководитель Малого театра Ю. М. Соломин. Именно в группу учеников Юрия Мефодьевича и поступил Олег Фомин. У Государственного академического Малого театра России очень тесные профессиональные, творческие и дружеские связи с тамбовскими коллегами. Благодаря им ежегодно в Тамбове и области проходит межрегиональный Театральный фестиваль им. Н. Х. Рыбакова, уже получивший признание актёров, режиссёров и публики. Коллектив Малого театра регулярно показывает на нашей сцене свои лучшие спектакли, а Ю. М. Соломин участвует в работе конкурсного жюри. Поступив в Щепкинское училище, О. Б. Фомин «попал в руки» к педагогам, которых наряду с профессионализмом и высочайшим уровнем мастерства объединяет хорошее отношение к его малой родине и искреннее расположение к его землякам. По воспоминаниям О. Б. Фомина, Николай Александрович Анненков так учил своих питомцев: «Запомни главное — никакого „образа“, который ты должен создать, нет. Есть ты, и есть поступки, которые тебе нужно совершить в предлагаемых обстоятельствах».

Третья «тамбовская ниточка» привела молодого актёра в кино. И сразу если не к всесоюзной славе, то к всесоюзной известности и огромной популярности, преимущественно у молодого поколения нашей страны. Всё это было связано с премьерой в 1988 г. и широким прокатом криминальной драмы «Меня зовут Арлекино», в которой Олег Фомин исполнил главную роль. В первый же год фильм посмотрели 45 миллионов жителей Советского Союза, а позже его купила для показа за рубежом (от Австралии до Японии) американская кинокомпания «Двадцатый век Фокс». В экранизации повести «Ловушка 46, рост 2» принимал участие её автор, Юрий Петрович Щекочихин, журналист «Комсомольской правды» и «Московского комсомольца», редактор отдела расследований «Литературной газеты». Его детские годы тоже прошли на Тамбовщине, в городе Уварово и на станции Обловка Уваровского района, где он часто гостил у родственников. В разговоре Ю. Щекочихина с О. Фоминым случайно выяснилось, что сценарий основан на реальных событиях, случившихся в Тамбове, и Олег не только знал, но и как-то подрался с прототипом своего экранного героя из-за девушки. Режиссёр кинокартины Валерий Рыбарёв увидел в этом знак судьбы и ещё раз убедился в правильности своего выбора молодого артиста на эту роль. Успех фильма превзошёл все ожидания. Однако, пока на студии «Беларусьфильм» мешками сжигали письма зрителей, адресованные Андрею Савичеву по прозвищу «Арлекино» (многие из них думали, что выдуманный персонаж существует на самом деле), журналисты не спешили разыскивать Олега Фомина, который жил в то время в Прибалтике.

Сразу после окончания училища артист уехал в Ригу и поступил на службу в Государственный театр юного зрителя Латвийской ССР им. Ленинского комсомола (в 1989—1992 гг. он назывался Молодёжным театром). Фомин, как он сам говорил, «был (чего скрывать) звездой театра, то есть я был на главных ролях» в труппе под руководством режиссёров Адольфа Шапиро и Анатолия Васильева. На спектакли молодого, инициативного коллектива («Вариации феи Драже» А. Кутерницкого, «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской и др.) приезжали коллеги и зрители из Москвы, Ленинграда (С.-Петербурга), других городов. Все смотрели с большим интересом, восхищались выбором репертуара и оригинальностью постановок, смелостью и талантом авторов, режиссёров и актёров. Однако, когда театр реорганизовали в 1992 г., оставшимся на улице артистам было довольно сложно найти новое место работы, так как никто не спешил приглашать их в свои коллективы.

Лишившись не только службы, но и латвийского гражданства, Олег Фомин возвращается в Тамбов, восстанавливает прописку в родном городе и отправляется заново завоёвывать столицу: «Лидеры нигде не нужны. Когда ты привык быть первым в театре, то, несмотря на то, что мы дружим и с Мишей Ефремовым, и с Фокиным, и с другими режиссёрами, которые дружили с Шапиро и приезжали к нам в Ригу, смотрели все мои спектакли и разговаривали о творчестве, здесь я был никому не нужен». Поэтому молодой актёр решил сначала попробовать свои силы, а потом и полностью ушёл в режиссуру, продолжая одновременно сниматься в «своих» и «чужих» фильмах, преимущественно в главных ролях.

Благодаря желанию О. Б. Фомина двигаться дальше и профессионально совершенствоваться, появились такие произведения современного российского киноискусства, как: «Милый Эп» (1991); «Время вашей жизни» (1992); «Мытарь» (1997); «Пантера. Испытательный срок» (2000); «Конференция маньяков» (мини-сериал, 2001); «Next (Следующий)» (сериал, 2001); «Фаталисты» (сериал, 2001); «Next-2» (2002); «О’кей» (2002); «Next-3» (2003); «КГБ в смокинге» (сериал, 2005); «День выборов» (2007); «Молодой Волкодав» (2007); «Афганский призрак» (мини-сериал, 2008); «Господа офицеры: Спасти императора» (2008); «Самый лучший фильм-2» (2009); «Классные мужики» (сериал, 2010); «Естественный отбор» (сериал, 2010) и «Ледников» (сериал, 2012).

Сначала режиссёрские работы Олега Фомина трудно находили своих зрителей. Первый фильм («Милый Эп») несколько раз показывали на кинофестивалях различного уровня, однако большинству он знаком только на видеокассетах. Премьера «Времени вашей жизни» с участием Юри Ярвета (знаменитого «короля Лира»), второй работы режиссёра (проявившего себя в этой кинокартине и как сценарист), состоялась в Тамбове в сентябре 1992 г. Фильм шёл сразу и в кинотеатре «Спутник», и в Доме культуры «Юбилейный» (там, где в юности выступал на любительской сцене школьник Олег Фомин). Мистический триллер «Мытарь» по сценарию Ивана Охлобыстина (с замечательным актёрским составом: Ю. Будрайтис, М. Глузский, А. Жарков, А. Пороховщиков и др.) довольно прохладно был принят профессиональными критиками. Одними из первых его также увидели тамбовчане в кинотеатре «Родина».

По-настоящему повезло с вниманием публики телесериалу «Next (Следующий)» (2001), в котором снимался любимый многими поколениями зрителей Александр Абдулов. Его отец, Гавриил Данилович, актёр и режиссёр, был художественным руководителем Мичуринского драматического театра в 1962–1963 гг., а затем занял такой же пост в Ферганском русском театре. За два года Г. Д. Абдулов не только поставил несколько спектаклей, тепло принятых публикой («Разлом» Б. Лавренёва, «Верю в тебя» В. Коростылёва, «Ценою крови» И. Робина по роману Ж. Амаду и др.), но и восстановил работу молодёжной студии, проводил мастер-классы с участием известных столичных актёров, организовал гастроли мичуринского коллектива в Белгороде, Ельце (Липецкая обл.) и в других городах России. Намного позже его сын, ведущий артист «Ленкома», Александр Гавриилович, в роли благородного рыцаря и «вора в законе» Лавра стал знаковой фигурой не только отечественного кино, но и культурной жизни страны 2000-х годов. Успех «Next» и его продолжений был поистине всероссийского масштаба. Его до сих пор часто показывают на различных телеканалах. Весьма удачной в 2012 г. стала премьера сериала о бывшем следователе прокуратуры, а ныне криминальном журналисте Ледникове, — новая работа О. Фомина. Специалисты считают Олега Борисовича одним из немногих российских режиссёров, который при создании многосерийных фильмов (мини-сериалов) пользуется «стилем реалистической буффонады»: «Это когда пародия не переходит в гротеск, а чуть ли не каждая реплика становится репризой». Фомин также поставил спектакли: «Нина» А. Руссена (театр «Ленком», антреприза, 1997); «Пещерные люди» У. Сарояна (Останкино, антреприза, 1995).

По-прежнему Олег Фомин не оставляет своей первой профессии и продолжает сниматься в кино и играть на театральной сцене (например, «Калигула», Театр-центр им. М. Н. Ермоловой, 1996). Среди таких знаковых образов в исполнении артиста, как Дюбель («Next», «Next-2», «Next-3»), Свалтыга («Молодой Волкодав»), Виктор Мишин («КГБ в смокинге»), Андрей Давыдов («Господа офицеры: Спасти императора»), Николай Подгурский («Адмирал»), необходимо выделить роль лесника Егора в фильме «Весьегонская волчица» (2004). Актёр два года жил в волчьей стае, молодые щенки привыкали к человеку и по-своему «учили» его законам жизни в дикой природе: «Когда ты общаешься там, ты не можешь надеть маску, ты не можешь притвориться, ты не можешь бояться, ты не можешь курить, ты не можешь выпивать, ты не можешь пользоваться парфюмом, ты не можешь носить шерсть и т. д. И самое главное — ты не можешь врать, потому что животное не обманешь. Меня и кусали, и рвали, когда я был в пасти у волка, это была ласка, как выяснилось». Так Олег Фомин вложил иной смысл в известную поговорку «Тамбовский волк тебе товарищ». Эти животные по-настоящему, всерьёз, стали ему близкими по духу существами. Иначе достоверно сыграть потомственного охотника Егора, живущего в гармонии с окружающим миром, было бы невозможно.

В настоящее время Фомин снимается в роли подполковника Канищева в телесериале «Штурмовики» у своего коллеги Алексея Мурадова. Премьера запланирована на 2013 год.

Вспоминая о своей юности, Олег Фомин как-то обронил такую фразу: «Актёрское будущее перебороло. Тем более, поезда под оркестр уходили в Москву из Тамбова и была такая мечта». Надеемся, что Олег Борисович ещё не раз вернется в родной город, где его знают и ждут, где радуются его достижениям и желают ему крепкого здоровья и новых творческих успехов!

Список источников:

Анненков Николай Александрович [Электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия : неофиц., некоммер. сайт. – Россия, 2001– . – (Персоналии). – Электрон. данные. – Режим доступа : http:// ru.wikipedia.org/wiki/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 18.12.2012.

Казьмина, Е. О. Абдулов Гавриил Данилович [Текст] / Е. Казьмина, О. Казьмин // Созвездие «Тамбовская лира» : справочник : в 2 ч. / Е. Казьмина, О. Казьмин. – Тамбов, 2010. – Ч. 2. – С. 109–110 : фот.

Казьмина, Е. О. Фомин Олег Борисович [Текст] / Е. Казьмина, О. Казьмин // Созвездие «Тамбовская лира» : справочник : в 2 ч. / Е. Казьмина, О. Казьмин. – Тамбов, 2006. – Ч. 1. – С. 82–83 : фот.

Олег Фомин [Электронный ресурс] // Вокруг ТВ : телегид : неофиц., некоммер. портал. – М., 2009– . – (Персоны). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://www.vokrug.tv/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 18.12.2012.

Олег Фомин [Электронный ресурс] // Кинопоиск : неофиц., некоммер. сайт. – М., 2003– . – (Персоналии). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://www.kinopoisk.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 18.12.2012.

Олег Фомин: «Мне нравится браться за невыполнимые проекты» [Электронный ресурс] // Комсомольская правда : офиц., некоммер. сайт. – М.; Ставрополь, 2012– . – (Радио КП. Ставрополь). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://stav.kp.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 18.12.2012.

Ухлинова, А. И. Фомин Олег Борисович [Текст] / А. И. Ухлинова // Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 639.

Фомин Олег Борисович [Электронный ресурс] // Кино-Театр.ru : неофиц., некоммер. сайт. – М., 2006– . – (Российские актёры). – Электрон. данные. – Режим доступа : http://www.kino-teatr.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 18.12.2012.

Часть иллюстраций — с сайта «Кино-Театр.Ру»: http://kino-teatr.ru/

Комментарии читателей

Всего комментариев: 4
Андрей Коханов (Санкт-Петербург)
02.07.2013 12:45
Олег Борисович ещё в детском саду в тихий час, когда воспитатель уходила из комнаты, подбрасывал до потолка подушку, выкрикивал имя клоуна Олег Попов и провоцировал веселье.
Елена Окорокова
05.07.2013 08:42
Спасибо, Андрей, за добрый и оригинальный комментарий.
Ольга Донцова (Приднестровье р Рыбница)
15.03.2017 02:57
Смотрели семьей Штрафник.Великолепная игра Олега Фомина .Затем через пару дней передачу Меньшовой На едине со всеми с его участием. Не знала ,что Штрафник его фильм. Браво,великолепный фильм,подобраны прекрасные актеры ,а также мастерски сыграны. Спасибо Фомину.Лучший!
Акмалхон Кодиров (Узбекистан, Наманган)
27.06.2019 21:02
"КГБ в смокинге" считаю самой лучшей работой Фомина. Сценарий и диалоги, а также места съемки в высшем уровне. Подбор актеров и костюмы сделано умно.
Сериал смотрю каждый год, уже 14ый раз. Такое ощущение, что фильм снять в этом году, а не 2005ом. Было бы здорово снять приквел или продолжение этого фильма.

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю