tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи и литература

«Избранницы судьбы»

25 марта отмечается День работника культуры. Значительный вклад в культуру Тамбовщины, России и мира вносят женщины. О них и непосредственно ими создано много интересных изданий. Самые значительные книги и журналы представлены на выставке «Избранницы судьбы» в отделе краеведческой библиографии. Для знакомства с замечательными женщинами использована наша коллекция календарей. Здесь же фотопортреты тамбовчанок Людмилы Хасановны Андреевой, вложившей свой труд опытного фотохудожника в работу библиотеки.

В учебнике «Историческое краеведение» (Тамбов, 2007) говорится, что первые поселения людей появились здесь около 40 тысяч лет тому назад. В их названиях сохранились имена жительниц края, например, Эксталь, именем которой названо село Тамбовского района. Легенда о ней, как жене хана Батыя, трагически погибшей во имя свободы родной земли, включена в книгу тамбовского учителя и краеведа Александра Васильевича Сохранского «Легенды и предания тамбовского края» (Тамбов, 2004). Дивную красоту русской пленницы татарского властелина передал иллюстратор книги тамбовский художник Борис Михайлович Ольшанский.

Благодаря трудам наших современниц Елены Николаевны Ладыгиной, Елены Ивановны Григорьевой, Марины Игоревны Долженковой и других нам известны старинные тамбовские костюмы, которые носили тамбовчанки повседневно и в праздники со времён основания Тамбова в 1636 г. В Тамбовском областном краеведческом музее, музее Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина хранятся женские костюмы конца XIX века, отличающиеся яркостью красок и преобладанием красного цвета в отделке. Их можно увидеть на вклейке в книге Е. Н. Ладыгиной и Е. И. Григорьевой «Культурно-исторические судьбы народных промыслов» (Тамбов, 2009). Дизайнер Наталья Михайловна Воробьёва и художник-модельер Ольга Вячеславовна Моторина используют особенности народных костюмов в своей работе. Причём Моторина пришла к выводу, что в тамбовском женском костюме и вышивке, обильно его украшающей, преобладают красный, чёрный и золотой цвета.

Другие костюмы мы видим на портретах тамбовских помещиц, в частности, в Строгановской коллекции, представленной в альбоме «Произведения из имения Знаменское в Тамбовской областной картинной галерее» (Тамбов, 2008). На грустной графине Наталье Павловне Строгановой, жене Сергея Григорьевича, наследника Загряжских, в конце 1840-х годов надета бархатная накидка, опушённая мехом, белый воротник — фреза, живописный тюлевый чепец с жемчугом и перьями. В юности она неплохо рисовала, училась у знаменитого гравёра Н. И. Уткина. Будучи женой и матерью семерых детей, она воспитывала также детей рано умершей сестры Ольги (в замужестве Ферзен).

Историю тамбовских усадеб, утраченных и сохранившихся, изучает неутомимая Валентина Андреевна Кученкова. Во многих тамбовских семьях читали и читают её книги. А сколько новых знаний о Тамбове, храмах края, церковных деятелях почерпнули учащиеся школ, вузов, духовной семинарии!

Из старинного дворянского рода Тамбовской губернии происходит вновь вернувшаяся к читателям писательница Вера Ивановна Крыжановская. Её многочисленные романы стали переиздаваться в 1980-1990-е гг. О посещении Верой Ивановной тамбовских имений отца, генерал-майора артиллерии, или родственников, нам неизвестно. Её произведения были не традиционными для своего времени: утопия, антиутопия, романы из истории древнего мира. Написала она и женские романы, так популярные в демократической России, которые при её жизни считались менее удачными. За роман «Железный канцлер древнего Египта» Крыжановская была удостоена знака отличия Французской академии, за роман «Светочи Чехии» отмечена почётным отзывом Академии наук России. Она была единственным представителем оккультного романа в России. Серьёзная критика её книги игнорировала. В газетных рецензиях отмечали «яркость колорита, жизненность и вместе с тем точность исторической подкладки». По двум книгам сняты в 1917 г. одноимённые художественные фильмы «Болотный цветок» и «Кобра Капелла». Наша современная критика называет её лучшим произведением дилогию «Рекенштейны» (Рига, 1994) о судьбах и любви женщин-аристократок.

Живописец и график Елена Дмитриевна Поленова, сестра более известного художника Василия Дмитриевича Поленова, не раз бывала в тамбовском имении Ольшанка, принадлежавшем её бабушке Вере Николаевне Воейковой. Ею здесь созданы пейзажи «Жатва», «Сенокос», «Баня в Ольшанке» и др., также несколько панно. Как иллюстратор русских сказок, она оказала влияние на многих мастеров книжной графики. Первой её работой стала сказка «Война грибов», которую ей в детстве часто рассказывала широкообразованная тамбовская бабушка Вера Николаевна Воейкова, выросшая в семье Г. Р. Державина. Вспоминая бабушкины рассказы, Елена Дмитриевна говорила , что ей казалось: именно в большом сосновом лесу под Тамбовом жили обитатели «Войны грибов» в лесных городах и посёлках. Её иллюстрации к этой сказке высоко ценил критик В. В. Стасов. Художнице посвящена книга Е. Сахаровой «Елена Дмитриевна Поленова» (М., 1952).

Художником была и Зинаида Яковлевна Червинская-Острякова, мать учителя и мемуариста Алексея Петровича Острякова. Ей он отвёл много тёплых страниц в книге «Мои воспоминания» (Тамбов, 2007). Зинаида Яковлевна была выпускницей Александринского института благородных девиц. Расставшись с отцом своих сыновей, она зарабатывала на жизнь и учёбу своих мальчиков уроками рисования. Сын Алексей пишет о её нелёгкой жизни и отмечает, что маме помогали её характер, энергия и инициатива. Мать немало сделала для воспитания и развития своих детей. С восьмилетним Алёшей она путешествовала по Швейцарии, что оставило в его памяти незабываемые впечатления. Любопытно, что в подарок отцу она привезла под курточкой сына роман Л. Н. Толстого «Воскресение», изданный в Швейцарии без вырезок царской цензуры. Брала она сына с собой на первые киносеансы в Тамбове в доме Дворянского собрания.

Среди героинь воспоминаний А. П. Острякова была баронесса А. А. Ховен, о которой он пишет: «Много хорошего, умного, сердечного, широкого в подходах к жизни встретил я на истоках своего первого 25-летия в Анастасии Андреевне Ховен-Щербачёвой». Целая глава «Дело баронессы Ховен» посвящена выигранному ею процессу о якобы поддельном векселе отца её бывшего мужа. Стихи баронессы вернул читателю А. С. Чернов, издавший сборник её стихотворений «Избранное» (Тамбов, 2006). Всего несколько стихотворений в маленькой книжечке и трогательный очерк о любви к животным «Четвероногие друзья». Стихи написаны в Тамбове в 1914–1915 гг. В них отзвуки идущей войны, тогдашний Тамбов с дожившим до XXI века «Модерном». Последнее стихотворение «Солистка» о цыганке с низким контральто и чёрными очами — загадкой. Дама из аристократической семьи была первым редактором газеты «Известия Тамбовского Совета рабочих и солдатских депутатов» весной 1917 г. С этой газеты считает начало своей истории теперешняя «Тамбовская жизнь».

Известных певиц тамбовская земля дала довольно много: помещица имения Вердеревщина (ныне Бондарского района) Мария Васильевна Вердеревская (Шиловская, Бегичева), прославившаяся исполнением романсов А. С. Даргомыжского, и сама автор романсов на стихи Е. А. Боратынского, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева; Юлия Яковлевна Махина, родившаяся в Тамбове в семье военного и получившая первоначальное образование в Александринском институте благородных девиц; народные артистки СССР Зоя Михайловна Гайдай и Мария Николаевна Мордасова, народная артистка России Нелли Ибрагимовна Довгалёва из Саратовской оперы; заслуженная артистка России Валентина Михайловна Щербинина, солистка Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. О них, как и других представительницах искусства, можно узнать из двух частей справочника наших читателей О. А. и Е. О. Казьминых «Созвездие «Тамбовская лира» (Тамбов, 2006, 2011).

Московское издание «Поёт Вера Прокушева» рассказывает о «величавой славянке», исполнительнице русских народных песен, произведений композитора Анатолия Новикова, песен на слова Сергея Есенина. Вера Георгиевна родилась в с. Архангельском (ныне Первомайского района), выросла на ст. Богоявленск и в г. Козлове. Книга начинается с автобиографических заметок певицы. В ней использованы материалы из домашнего архива. Автор книги — муж певицы.

Биографическая повесть «Самой судьбы предназначенье..» о солистке Новосибирского академического театра оперы и балета Татьяне Зориной написана её матерью. Девочка из Знаменки, выпускница двух отделений Тамбовского музучилища с красными дипломами стала народной артисткой России, поёт главные партии в постановках своего театра, на зарубежных гастролях. В её репертуаре партии Лизы и Ярославны, Дездемоны и Аиды... Лучшей Татьяной из «Евгения Онегина» считают её критики. В книге использованы письма и дневниковые записи певицы, стихи о ней.

Поздравляя коллег и всех тамбовчан с праздником работников культуры, надеемся привлечь внимание к судьбам и трудам женщин-учёных, краеведов, произведениям прозаиков и поэтов, а также приглашаем в музеи и выставочные залы на весенние вернисажи, где представлены работы сиренеписца Нины Рябинской, нежные пейзажи Татьяны Ольшанской, цветы Валентины Сизовой, батик Ольги Егоровой. На спектаклях с участием несравненных Валентины Поповой, Ирины Горбацкой, Виктории Дзидзан в праздничные дни наши земляки получат заряд энергии, бодрости и новые силы для труда на благо Тамбовской области в её юбилейный год.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю