tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи и литература

Тамбовская литературоведческая школа

Лариса Васильевна Полякова и Валентина Викторовна Смагина 18 марта 2011 года в областном медиа-центре состоялся круглый стол «Тамбовская литературоведческая школа в культурном пространстве региона», организованный комиссией Общественной палаты Тамбовской области по науке, культуре, образованию и воспитанию, в котором приняли участие сотрудники областной библиотеки. Это мероприятие было призвано осветить и обсудить деятельность литературоведческой школы при ТГУ им. Г. Р. Державина.

Литературоведческая школа, без сомнения, в первую очередь является научной организацией, занимающейся присущей ей деятельностью. Однако, уверена, что, познакомившись подробнее с ее особенностями, задачами и успехами, будет видно, как школа влияет на разные сферы жизни области. Надо признаться, что привычной является ситуация, когда научная работа отстоит от реалией и запросов общества, кажется, что она решает лишь свои внутренние задачи, и никакого «выхода на народ» не имеет. Такое впечатление призваны были изменить выставки и презентации, доклады и выступления на прошедшем круглом столе.

Экспозиция круглого стола Что же представляет собой организация, признанная «Ведущей научной школой Тамбовской области»? Само ее название «Исследование русской литературы в национальном культурном контексте» говорит об неотвлеченности работы от той среды, исторической и культурной, которая сформирована и развивается в регионе. Организованная на базе кафедры истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина школа определяет основными интересами и проблемами для себя изучение культуры среднерусской провинции, представленной, в частности, через литературу, и разработку и популяризацию наследия авторов — Евгения Замятина, Сергея Сергеева-Ценского, Евгения Боратынского, Андрея Платонова и других, связанных с Тамбовским краем. В действительности, преимущества при изучении творчества писателей в месте их жизни или работы неоспоримы, здесь сама атмосфера подсказывает понимание их слов; влияние природы или социальной среды на мысли автора очевидно. Именно такие условия позволяют назвать работу подобных научных организаций «вдохновенной», проникнутой чувством преемственности — от автора к читателям и исследователям.

Звание научной школы — это именно статусное наименование, получить которое можно лишь при соблюдении многих условий, не формальных, а говорящих об уровне деятельности. Школа доказала свое право на это звание многолетней постоянной работой (более двадцати лет); проведением регулярных научных мероприятий и изданием большого спектра трудов, качество которых оценено сторонними профессионалами этой сферы и отражено в публикациях печати; широкой разносторонностью специалистов школы, представляющих разные поколения и направления работы, среди которых доктора наук университета и других вузов области и России.

Лариса Васильевна Полякова

Соединить вместе эти ресурсы, поставить задачи и найти направление в их решении смогла Лариса Васильевна Полякова, которую присутствующие называли движущей силой в развитии всей деятельности школы. Не нуждающаяся в представлении в культурной среде нашей области, Лариса Васильевна тем не менее поражает масштабами ее работы: будучи заведующей кафедрой истории русской литературы ТГУ им. Г. Р. Державина, доктором филологических наук, профессором, заслуженным деятелем науки РФ и членом Союза писателей России, она является лауреатом множества премий и автором более 500 трудов, 11 из которых — это монографии.

Руководя литературоведческой школой, профессор Полякова, кажется, не ограничивает в направлениях работы ни себя, ни своих коллег. Объективно оценить влияние их результатов на различные сферы, как было заявлено ранее, поможет ответ на вопрос: «Как далеко простираются границы литературоведения, его интересов и возможностей?» Безусловно, это не только книги и научные публикации, которых достаточно в активе школы. К числу успехов можно отнести образовательные проекты, многие из которых носят краеведческий характер: учебные пособия, фильмы и телепрограммы; экскурсии по литературным местам Тамбовского края; повышение квалификации учителей русского языка и литературы и широко известные, востребованные учебники «Литературного краеведения» для школьников.

Экспозиция круглого стола

Помимо образовательной и научной работы к серьезным переменам в имидже и статусе области привела разработка наследия Евгения Замятина, писателя-неорелиста, многие из произведений которого были запрещены в советское время. Несмотря на буквальное забвение на родине до конца восьмидесятых, заграницей его произведения публиковались, роман «Мы» и другие работы, написанные на грани сюрреализма, привлекали внимание исследователей, были востребованы читателями. Литературоведческая школа взяла на себя работу по популяризации, разработке и изучению произведений возвращенного писателя. Таким образом был создан Международный научный центр изучения творческого наследия Е. И. Замятина, имеющий филиалы в Швейцарии (Лозаннском университете) и Польше (Ягеллонском университете). Регулярно проводится всероссийский с участием международных работ конкурс «Литература русского зарубежья: Е. И. Замятин», действует театральная студия «Мы», киноклуб «Джуманджи», проводятся семинары молодых литераторов и Международные Замятинские чтения, издаются коллективные сборники монографий «Творческое наследие Евгения Замятина: взгляд из сегодня» и студенческая газета «Профиль». Однако, одним из самых серьезных итогов работы стоит признать издание первой «Замятинской энциклопедии», выпущенной в 2004 году к юбилею писателя. Совместная работа с коллегами из Липецкой области, куда ныне относится родная для автора Лебедянь, позволила также успешно завершиться усилиям по восстановлению дома Замятина и организации там музея.

Экспозиция круглого стола Хочется верить, что фундамент для развития науки и культуры, для уважения и гордости за свою землю, заботливо и упорно выстроенный школой Поляковой, станет отправной точкой для обновления литературной среды нашей области, научной и созидательной, востребованной.


Подробнее познакомиться с работой литературоведческой школы можно, например, через следующие издания:
83.3Р П54 Л. В. Полякова [Текст] : материалы к творческой биографии / Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина ; сост.: Н. В. Сорокина, Е. Н. Мануйленко. – Тамбов : Изд-во ТГУ, 2002. – 76 с.
83.3Р6 Р89 Русская литература ХХ века: онтология и поэтика [Текст] : науч. шк. проф. Л. В. Поляковой : коллектив. моногр. / Федерал. агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина, Междунар. науч. центр изучения твор. наследия Е. И. Замятина в Тамбове ; отв. ред. Г. Ю. Желтова. – Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2005. – 213 с.


О. Александрова

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю