Конференции и совещания
Стефановская Н.А.,
зав. отделом информационного и методического обеспечения юношества областной юношеской библиотеки им. С.-Ценского
Просветительские традиции в деятельности юношеской библиотеки
Возможно я нарушаю сложившийся стереотип выступлений, но вначале хотелось бы обратиться к философии и истории, и уточнить что же такое «просвещение» и «просветительские традиции».
Просвещение представляет собой органичную часть нашей культурной, духовной жизни. Глубинная сущность его заключена не только в распространении знаний. Как отмечал русский философ XIX в. А.С.Хомяков «знание не есть истинное просвещение. Знание есть рас ширение умственного богатства, просвещение же истинное, сверх зна ния, заключает в себе развитие высших начал — нравственных и духовных». По словарю В.И.Даля «просвещать» — значит «даровать свет умственный, научный и нравственный поучать истинам и добру, образовывать ум и сердце». Таким образом, подлинный смысл просвещения заключается в органическом единстве науки, разума и нравствен ности, а не только интеллектуальном развитии человека.
В библиотеке являющейся посредником в распространении духовных ценностей в масштабах всего общества, просвещение обрело черты относительно устойчивой формы социальной практики, цели, содержание и организация которой в то же время менялись на разных исторических этапах в зависимости от характера общественных потребностей господствующих духовных идей, направленности гос.деятельности в области просвещения. Наиболее сильны традиции просве-тительства были в отечественных библиотеках в конце 19 — начале XX века, когда на основе гуманистического подхода провозглашалась идея о том, что общество не должно поглощать личность, оно должно помогать ее развитию.
Агрессивно-пропагандистский характер библиотечной деятельности в советский период во многом послужил основой для отказа библиотек в современных условиях от функций просвещения и перехода к выполнению чисто информационных задач, что на наш взгляд, является не вполне обоснованным. Подтверждением этому стало проведенное ОЮБ в августе 2000 г. исследование об отношении к просвещению и просветительской деятельности пользователей
Просветительская деятельность, по мнению респондентов, является безусловной прерогативой школы (79%) и библиотек (62%).
Среди наиболее эффективных каналов просвещения первые пять мест заняли: книги; ТВ и радио; библиотеки; газеты и журналы; личное общение.
В качестве содержательных приоритетов просветительской работы участники опроса хотели бы видеть, в первую очередь, выработку самостоятельности суждений, мышления; далее — практические необходимые в повседневной жизни знания; развитие нравственных качеств, духовного мира личности; затем знакомство с интересным, любопытным и знакомство с мировым культурным наследием.
Значительно меньший интерес для респондентов представляет популяризация достижений науки, приобщение к искусству, к религии и классической литературе.
Каковы же должны быть, по мнению респондентов, формы участия
1) — рекомендовать читателям наиболее интересные книги по различным отраслям знания (31%).
2) — устраивать встречи с интересными людьми (учеными, творческими работниками) (29%).
3) — информировать читателей о новой литературе (26%).
4) — давать информацию о наиболее значимых книгах в прессе и на радио (25%).
5) — организовывать специальные вечера, беседы (25%).
6) — проводить выставки книг по разным темам (14%).
7) — проводить обзоры литературы (14%).
8) — просто выдавать книги по запросам читателей (9%)
9) — все вместе (2%).
Таким образом, респонденты позитивно относятся к активным формам просветительской деятельности библиотек. При этом формы, подразумевающие ценностную ориентацию, положительно воспринимают около 30%, а сугубо информационные формы — около 1/4 опрошенных.
Это исследование еще раз подтвердило правоту сотрудников ОКБ, занимающихся просвещением юношества. Конкретная работы
Не превращая выступление в самоотчет с подробным перечислением мероприятий, хотелось бы только обозначить основные принципы и направления этой деятельности.
Значительному укреплению и систематизации этой работы помогло организационное выделение в структуре ОКБ сектора массовой работы и организации досуга молодежи. Реальным показателем успешности его деятельности является количество проводимых мероприятий по заявкам учебных заведений. В среднем еженедельно сектор проводит не менее
В заключении, хотелось бы отметить, что условия, в которых сегодня существуют библиотеки Тамбовщины не позволяют нам качественно выполнить информационные функции, но у нас еще сохранился значительный потенциал библиотеки как культурного центра и содействие духовному развитию наших читателей должно оставаться для нас одной из главных задач.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: