Виктор Федорович Коновалов
К истории деревни Дербень Кирсановского района Тамбовской области
Данная статья является аргументированным обоснованием создания и основания на месте ещё существующих зданий комплекса Марьинской ЛЗС, в селе Марьинка, Кирсановского района, Тамбовской области — Марьинского Спасо-Преображенского Монастыря (Храма) и литературного музея великого русского поэта — Евгения Абрамовича Боратынского.
Заселение левобережного Приворонья русскими людьми произошло задолго до
Вторым вечным союзником и помощником жителей деревни Дербень конечно была река Ворона, которая также сегодня находится в границах Воронинского заповедника и проход к берегам реки запрещён. Вблизи деревни Дербень (2,5 км), река Ворона имеет очень узкую излучину, на изгибах которой ширина реки достигает 100 и более метров, а глубина превышает 15 метров. Во времена царствования царя Алексея Михайловича здесь на Вороне для царского стола в достаточном количестве ловили очень ценную рыбу из семейства осетровых — белорыбицу. А лесные озёра, такие как; Никольское, Сучково, Медовое, Кандринское, Шамор и другие, всегда изобиловали рыбой и этим умело пользовались местные жители. Правые берега реки Ворона здесь в деревне Дербень очень высокие, а урочище «Крутой бык» с густыми лесными зарослями очень круто спускается к самому берегу реки. В этом урочище проживали в землянках иноки, которые и дали название селу Иноковка. Небольшие, слабоминерализованные ручейки стекающие как с правых высоких берегов реки Вороны, так и с более низменных левых берегов, придают здесь водам целебные свойства. Поэтому, пляж и купальня на Дербенской Вороне были всегда в летний период заполнены людьми. И купание здесь приносило не только отдых и бодрость, но и некоторое исцеление, особенно от всяких царапин и ссадин на теле, получаемых например на сенокосах. Название Дербенского лесного урочища «Татарский», которое находится на самом выходе из леса по пути от реки Ворона, тоже имеет историческую топонимику. Движение ордынских полчищ мимо этого урочища в направлении Калаисского брода на реке Ворона и предопределило данное название.
Территория современной Тамбовской области и Кирсановского района в 16, 17 и 18 веках в основном заселялась выходцами из центральных регионов Русского государства. В стране уже была регулярная армия, достаточно развитые центральные государственные структуры. И служилый люд Московской Руси с выходом на заслуженный отдых и в отставку получал некоторые привилегии от государства в виде небольших участков на свободных Тамбовских землях. И этот достаточно многочисленный слой русского народа получил название — однодворцы.
В селе Рамза, Кирсановского района и сегодня есть улица — порядок — Однодворка. Также и простые крестьяне — хлебопашцы в очень большом количестве, массово покидали родные места центральных регионов Московского государства и селились на плодородных чернозёмных землях Тамбовщины. Конечно, сначала здесь образовывались крупные населённые пункты по правым берегам реки Ворона, такие как; Калаис, Вячка, Иноковка, Паревка и т.д. Но очень плодородные земли вдоль реки Вяжля манили русского человека своими необъятными далями и очень спокойным и красивым ландшафтом. Поэтому, уже к концу царствования Ивана Грозного (
Спокойная и размеренная жизнь общинного русского крестьянства и однодворцев в селе Вяжля, как и во всех сельских населённых пунктах Руси, практически по своему укладу не изменялась столетиями. Но во времена царствования Петра Первого, изменения патриархального уклада в жизни русского народа начинают охватывать всё большие русские пространства. В Приворонье в эти годы начинают селиться богатые землевладельцы — дворяне. Петр Первый в 1721 году за успешное руководство русскими войсками при взятии Дагестанской крепости — Дербент, подарил совсем небольшие земельные наделы в самом начале села Вяжли,
Старый дорожный тракт с мостом через реку Ворона проходил в конце 18 и в течение всего 19 веков от Кирсанова через посёлки Акри и Кезьминка в Вяжлю (Дербень) и далее в крупное село Рамза. В 1799 году по этой старой дороге в Вяжлю прибывает семья молодоженов, — отставной
19 февраля 1800 года, по старому стилю, здесь в селе Вяжля (Дербень), у четы Боратынских родился первенец, — будущий великий русский поэт Евгений Абрамович Боратынский. Он был крещён в Храме Покрова на Вяжле, который также располагался здесь же совсем недалеко, между двух оврагов в селе Вяжля (Дербень). Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Вяжле был построен из кирпича в середине 18 века помещиками Дмитриевыми — Мамоновыми, дворянами — однодворцами и местными крестьянами. Этот храм возвышался прямо напротив сельского кладбища. Из основания возвышенности, где располагалась эта церковь и сегодня пробивается ручей с кристально чистой родниковой водой. А внизу, рядом с Храмом Покрова на Вяжле, в окружении вётел плескались воды озера Подъяконного. Строго на одной оси с этой церковью, в середине обширных Дербенских лугов и сегодня возвышается одинокий холм с рукотворным озером, где возвышалась Луговая часовня Покрова Пресвятой Богородицы. А на Дербенских Выселках чудом сохранились остатки сада, который принадлежал священнику данного Православного храма.
Также здесь в селе Вяжля (в Дербене) у Абрама Андреевича и Александры Федоровны Боратынских родились ещё двое детей, — Софья и Ираклий. Абрам Андреевич очень тщательно выбирал место для нового своего имения и вместительного барского дома и таким местом оказалось урочище с поросшим лесом оврагом, под названием — Мара. В течении нескольких лет, там в Маре по образцу Гатчинских парков императора Павла Первого, разбивается и благоустраивается парк и строится большой дом [5]. И в марте 1804 года семья Боратынских переезжает из Вяжли (Дербеня) в новое и благоустроенное имение и в барский дом, в Мару, прожив в Вяжле (в Дербене) более 5 лет. Об этом событии Абрам Андреевич Боратынский очень подробно информирует свою сестру — Панчулидзеву Марию Андреевну, будущую владелицу той части села Вяжли, которая будет носить её имя — Марьинка. В этом же письме он указывает расстояние до Мары в 5 вёрст, что фактически подтверждает место прежнего проживания Боратынских в Вяжле (в Дербене). К тому же, генерал-лейтенант А. А. Боратынский при Павле Первом исполнял должность генерал — инспектора и даже инспектировал самого А. В. Суворова, который весьма положительно отзывался о нём. Поэтому, он конечно же очень хорошо знал военную топографию и обладал великолепным глазомером. И ошибиться в определении расстояния от Вяжли (Дербеня) до Мары в 5 вёрст, Абрам Андреевич никак не мог.
Но счастливая семейная жизнь Боратынских в Маре длилась совсем недолго. В 1810 году, во время своей поездки в Москву, Абрам Андреевич Боратынский скончался и был похоронен на территории Андроньевого монастыря города Москвы. Александра Федоровна Боратынская с семью малолетними детьми осталась одна. Но она оказалась женщиной с сильным характером, ведь она была дочерью коменданта Петропавловской крепости
Оставила ли Вяжля (Дербень) в душе будущего поэта какай либо след, да конечно; тему отзвуков лесного эха неоднократно можно увидеть в стихотворном творчестве Е. А. Боратынского. Поэт очень много раз, в течение всей своей жизни, посещал свою малую Родину, совершал конные прогулки к берегам реки Ворона, при этом останавливался на отдых во время этих путешествий в рубленом Вяжлинском (Дербенском) доме своего детства. Здесь он наслаждался необъятными видами и творчески обогащал свою поэзию красотой лесных пространств, долин и лугов, расположенных вблизи села Вяжли (Дербеня).
После смерти Абрама Андреевича, Александра Фёдоровна становится единоличной владелицей огромнейшего имения. Но в
После смерти А. Ф. Боратынской (1853 год, её надгробие сохранилось на кладбище села Софьинка), по её завещанию часть села Вяжли (Дербень) переходит во владение к её дочери — Варваре Абрамовне Рачинской (Боратынской) [5]. А Варвара Абрамовна, в свою очередь подарила теперь уж деревню Дербень (это название окончательно укоренилось только после смерти А.Ф.Боратынской в 1853 году) своей дочери Ольге Александровне
Ольга Александровна Рачинская была замужем за художником — Эммануилом Александровичем
А их сын Сергей Эммануилович
Софья Эммануиловна
По данным Давыдкиной Любови Владимировны, историка и краеведа из города Калуги, с 1892 года
Между Калужским имением
Александр Иванович
После революции 1917 года в деревню Дербень, вероятнее всего из Калуги, прибыл интеллигентного вида человек, раздал всё движимое и недвижимое имущество имения местным крестьянам и спешно убыл в неизвестном направлении. Кто это был, так и осталось тайной, по всей вероятности этот мужчина действовал по поручению Софьи Эммануиловны
В годы предшествующие революционным событиям 1917 года, в Кирсановском третьем Запасном кавалерийском полку служил офицером внук величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, — Николай Александрович Пушкин (
В 1921 году, во время подавления восстания русских тамбовских крестьян под руководством А. С. Антонова, в Дербене был штаб М. Н. Тухачевского, который располагался в кирпичном доме бывшего приказчика имения
В конце 19 века, а также в первых десятилетиях 20 века, в Российской Империи наблюдался очень высокий уровень рождаемости. В Тамбовской губернии перед Первой мировой войной проживало несколько миллионов русского населения, во основном (до 90%) сельского. Так, в деревне Дербень в 1914 году (перед Первой мировой войной) проживало, — 387 человек (189 — мужчин, 198 — женщин), а уже в 1926 году в Дербене проживает, — 585 человек (282 — мужчин, 303 — женщин) [2, 3]. За 12 лет прирост населения в деревне Дербень в те годы составил, — 198 человек. И это в то время, когда была война, потом революция и крестьянское восстание, голод, разруха, лишения и прочие очень негативные факторы для человеческого существования. Для сравнения, в настоящее время в деревне Дербень проживает несколько десятков человек и с каждым годом население там катастрофически уменьшается.
Так вот, именно это молодое поколение России, родившееся в те десятилетия наивысшего уровня рождаемости, потом за счёт своих миллионных человеческих жертв в
В предвоенный исторический период в деревне Дербень, как и по всей стране, очень интенсивно проводилась коллективизация сельского хозяйства. Крестьяне — единоличники, имеющие свои наделы в плодородной Русайкиной долине (пространства между деревней Дербень, посёлками Сосновка и Кезьминка), массово вступали в колхозы. Эти колхозы были очень небольшими и в таком виде они просуществовали вплоть до
Но мирная жизнь советского народа была нарушена вероломным нападением 22 июня 1941 года фашисткой Германии на СССР.
Всё трудоспособное мужское население, как деревни Дербень, так и во всех сёлах и деревнях Привяжлья по мобилизации, было призвано в действующую армию. И по Вяжлинскому большаку в сторону Кирсанова шли и шли русские мужчины, а иногда и женщины, чтобы вместе со всем народом отстоять родную землю и защитить страну от немецкого фашизма. А в тылу остались женщины, старики и дети, которые и взяли на свои плечи очень тяжёлую ношу по обеспечению воюющей армии продовольствием. Военный лётчик, уроженец из деревни Дербень, — Милонов Владимир Егорович (
На стыке сёл Марьинка и Вяжля, около небольшой рощицы древних дубов (здесь в 1886 году была построена Покровская церковь села Вяжли), ныне возвышается монумент — памятник всем павшим в годы Великой Отечественной войны. На мраморных досках этого памятника нанесены фамилии — 338 погибших воинов, которые так больше и не увидели родных и близких к их сердцам прекрасных далей Привяжлья.
В послевоенные годы в селе Марьинка, Кирсановского района была построена лесозащитная станция (ЛЗС). Главным назначением этого предприятия являлось, — посадка и создание лесных полос вдоль дорог и между полями в Кирсановском районе. В 1960 годы функции лесопосадки полос были переданы из этой ЛЗС в Дербенское лесничество, а весь комплекс зданий Марьинской ЛЗС был передан в колхоз «Страна Советов». Лесничество в деревне Дербень было создано в 1925 году на месте имения
Строительство моста в посёлке Сосновка через реку Ворона в те годы было отложено на более поздний период, поэтому и сегодня там моста по-прежнему нет и всё население Привяжлья с огромными трудностями вынуждено добираться до Кирсанова в объезд через Садовку, а это расстояние более 25 км.
На опушке берёзовой рощи, вблизи деревни Дербень, размещался полевой стан местной тракторной бригады колхоза «Страна Советов», где работали многие жители деревни.
Особой гордостью жителей деревни Дербень была рубленая из сосны баня, которая располагалась вблизи озера «Линёво», рядом с колодцем с кристально чистой и холодной родниковой водой. Поэтому, в каждые субботы и в предпраздничные дни, все жители Дербеня с тазиками и с дубовыми (берёзовыми) вениками шли в баню. Сначала здесь было женское время помывки в бане, а затем мужское и так попеременно, пока все жители деревни не помоются, баня не закрывалась и работала иногда до 12 часов ночи.
До
Всего в двух километрах от деревни Дербень, в селе Марьинка, была восьмилетняя школа, а более позже она стала девятилетней. Поэтому, после завершения обучения в Дербенской начальной школе, все школьники продолжали учёбу уже в Марьинской восьмилетней (девятилетней) школе.
На территории комплекса зданий Марьинской ЛЗС, в селе Марьинка было построено довольно вместительное кирпичное здание клуба (Дворца Культуры). Этот клуб (Дворец Культуры) и был местом проведения отдыха и досуга молодёжи из колхоза «Страна Советов», из всех ближайших сёл и деревень, в том числе и из деревни Дербень. К тому же, руководство и педагогический коллектив Марьинской восьмилетней (девятилетней) школы, очень умело использовали возможности Марьинского клуба (Дворца Культуры); здесь школьникам демонстрировались кинофильмы патриотической направленности, проводились концерты художественной самодеятельности, встречи с ветеранами и с заслуженными людьми.
В настоящее время деревня Дербень со всеми населёнными пунктами когда то входивших в очень протяженное селение Вяжля, является составной и неотъемлемой частью того пространства, которое и называется Родиной великого русского поэта — Евгения Абрамовича Боратынского. Именно Родиной, потому что поэт родился здесь, тут прошли его детские и юношеские годы, сюда он много раз возвращался в течение всей своей совсем непродолжительной жизни (Е. А. Боратынский прожил всего — 44 года).
Поэтому, сегодня наступило время основания в заброшенном здании правления Марьинской ЛЗС, колхоза «Страна Советов» литературного музея великого русского поэта — Е. А. Боратынского. Во всём архитектурном виде этого здания, с его великолепным закругленным сверху арочным входом, уже сейчас просматриваются притягательные контуры этого храма культуры.
Но храм культуры будет здесь одинок в этих благодатных пространствах без Православного Храма. Поэтому, главный корпус Марьинской ЛЗС необходимо перестроить в Марьинский
Литература:
1. Давыдкина Любовь Владимировна. Деревня Тимофеевка и её владельцы. Сайт Централизованной библиотечной системы города Калуги. Рубрика: «История»–— www.cbs-kaluga.ru
2. Виктор Коновалов. Некоторое обоснование истории деревни Дербень Кирсановского района Тамбовской области. Комментарии к статье — Л. В. Давыдкиной из г. Калуги. Сайт Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А. С. Пушкина. Рубрика: «Издания» — www.tambovlib.ru
3. Коновалов В. Ф. Дербень и другие селения Вяжлинской волости Кирсановского уезда Тамбовской губернии сто лет назад. Сайт Городской библиотеки города Кирсанова. Рубрика: «Кирсановцы — поэты, Краеведение» — www.regionlib.ru/kirsanov/
4. Коновалов В. Ф. Дербенская тропинка к Пушкину. Сайт школы села Калаис, Кирсановского района. Рубрика: «Литературная гостиная» — www.kalais.68edu.ru
5. Климкова М. А. «Край отеческий...» История усадьбы Боратынских — СПб. Искусство, 2006 г.
Комментарии читателей
14.01.2015 07:30
24.02.2015 09:42
05.04.2015 17:21
31.05.2015 15:31
06.07.2015 20:34
02.10.2015 11:21
23.10.2015 21:58
Очень рад, что мы с Вами единомышленники.
Пишите мне: konshin.a.d@gmail.com
25.10.2015 14:42
11.11.2015 14:49
12.11.2015 14:26
28.01.2016 20:57
09.03.2016 20:22
10.07.2016 13:36
14.01.2019 11:29
15.03.2019 07:55
16.04.2019 14:08
16.04.2019 20:24
Вы можете оставить свой комментарий: