tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Виктор Федорович Коновалов
К истории сёл Рамза и Буровщина, Кирсановского района, Тамбовской области

В данной статье, на основании воспоминаний моего дедушки Персиянова Тихона Николаевича (1884–1981 г. г.), который всю жизнь прожил в селении Рамза и очень много мне рассказывал об истории этого населённого пункта и других сёл Приворонья, я постараюсь изложить здесь известные мне некоторые исторические факты.

Мой дедушка Персиянов Тихон Николаевич проживал в селе Рамза, на самой окраине улицы «Мосоловка». Вместе с ним в его доме жили и мои тёти; Елена Тихоновна и Антонина Тихоновна, которые также подробно мне рассказывали о некоторых исторических периодах этого, очень крупного селения. Моя мама Коновалова Таисия Тихоновна довольно часто излагала свою версию по истории Рамзы и Буровщины и тем самым вносила некоторые коррективы в мои познания. Моя тётя из города Саратова, — Нина Тихоновна часто приезжала в Рамзу и также подробно рассказывала об истории этих сёл и Приворонья в целом. В результате всех этих рассказов, у меня сложились определённые и устойчивые воззрения на всю историю сёл Рамза и Буровщина, Кирсановского района, Тамбовской области.

Географически село Буровщина находится на расстоянии около двух километров от села Рамза. До революции 1917 года эти сёла Кирсановского уезда, Тамбовской губернии были очень многолюдными. Несмотря на то, что населения в Рамзе было приблизительно в семь раз больше чем в Буровщине, главным Православным Храмом в этой части Приворонья была грандиозная кирпичная церковь в селе Буровщина — Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В селе Рамза, в давние времена была Казанско — Воронинская мужская обитель (монастырь), упразднённая в 1764 году по так называемой секуляризации (уменьшении) церковных земель, императрицей Екатериной Второй. Но религиозная память в народе и после ликвидации данного монастыря жила столетия. Поэтому дворяне Герасимовы из села Буровщина, в основном на свои средства, в 19 веке и возвели этот грандиозный Православный Храм. В настоящее время в селе Буровщина ещё сохранились кирпичные руины от имения дворян Герасимовых и Православной церкви — Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В селе Рамза, вплоть до 1930-х годов, также существовала кирпичная Космодамиановская церковь, которую после её закрытия переоборудовали в сельский клуб.

Как рассказывал мне мой дедушка Персиянов Т. Н., в конце 19 века на Тамбовщине была очень сильная засуха, за всё лето дождей практически не было. Соберётся облако над Рамзинским озером и уходит в сторону деревни Дербень, там лил ливень как из ведра, а в Рамзе ни капли осадков. Тогда жители Рамзы и Буровщины стали устраивать крестные ходы к Дербенской Луговой часовне Пресвятой Богородицы. Там жители Рамзы и Буровщины на коленях молились, плакали и просили Пресвятую Богородицу о схождении дождя на их земли. И после этого чудо случалось, — в Рамзе и в Буровщине шли спасительные дожди. Эта часовня с иконой Пресвятой Богородицы располагалась по середине обширных Дербенских лугов, на холме. Часовня эта была построена из кирпича, сейчас половина холма с рукотворным озером, где и возвышалась Дербенская Луговая часовня Пресвятой Богородицы, в полной сохранности. Куда исчезла оттуда чудотворная икона после разрушения в 1930 годах этой часовни, — это сегодня для нас загадка.

Объявления на 1903 год [1]: «Дворянину Петру Николаевичу Чичерину, при д. Дербень — рысистой породы 1 жеребец и упряжной — 8 маток. Продаются на месте и в г. Тамбове. Дворянке Софии Ивановне Герасимовой при с. Буровщина — рысистой породы 1 жеребец и 2 матки и упряжной 6 маток». Петр Николаевич Чичерин — брат Б. Н. Чичерина, на общей семейной фотографии Чичериных, он находится во втором ряду. В настоящее время в Дербене ещё сохранилось деревянное здание конюшни Петра Николаевича, в которой он и содержал этих самых лошадей, продаваемых по данному объявлению. Все здания бывшего, но ныне ликвидированного Дербенского лесничества, представляют собой остатки от имения очень знатного дворянского рода Дмитриевых-Мамоновых, которые были в родственных отношения с семейством Боратынских. Петр Николаевич Чичерин здесь в Дербене имел свою экономию и выполнял обязанности управляющего имением и экономией Дмитриевых-Мамоновых. Также в Дербене рядом с имением сохранилось озеро Линёво, которое было связано с речкой Вяжлей и рекой Вороной специально прорытыми судоходными каналами для лодок и баркасов. В настоящее время ( пока не поздно), рубленый дом лесничего, в котором родился великий русский поэт Е. А. Боратынский, все строения, парк и озеро Линёво в Дербене, на месте бывшего лесничества, необходимо занести в специальный охранный реестр, так как по исследованиям автора данной статьи, именно здесь 19 февраля 1800 года по старому стилю родился великий русский поэт Е. А. Боратынский и был крещён в местной церкви — Храме Покрова на Вяжле, которая также располагалась в деревне Дербень, между двух оврагов. А во вновь отстроенном имении Мара, Боратынские начали проживать только с марта 1804 года.

Дворянка Софья Ивановна Герасимова из села Буровщина, она фотограф и на рубеже 1900 годов фотографировала как крестьян, так и окружающую местность села Буровщины, Рамзы и других селений Кирсановского уезда, издание [3] — «Россия полное географическое описание нашего Отечества — настольная и дорожная книга для русских людей. П. П. Семёнов-Тянь-Шанский, В. И. Ламанский, 1902 г., том 2, СПб.», буквально перенасыщено фотографиями С. И. Герасимовой, вот их названия:

«Паромная переправа в Тамбовской губернии».
«Уборка сена в Тамбовской губернии».
«На току».
«Уличная сцена».
«Урема на р. Вороне».
«Травяная приречная растительность Тамбовской губернии — зонтичные».
«Под ивой в обед».
«На крестьянском дворе Тамбовской губернии».
«Рыбацкие снасти в Тамбовской губернии».
«Скот Тамбовской губернии».
«Водяная мельница в Тамбовской губернии».

По названиям этих уникальных фотографий можно очень легко определить род занятий местного населения. Конечно, здесь в первую очередь запечатлены крестьянский быт, труд как на току при уборке урожая, так и сенокос вблизи Буровщины и Рамзы. В этих сёлах Вяжлинской волости, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии всегда занимались рыболовством и просушка рыбацких сетей на берегах озера Рамза вносил свой, узнаваемый элемент в местный ландшафт.

Здесь необходимо отметить, что на фотографиях С. И. Герасимовой, запечатлены как члены этой дворянской семьи, так и простые крестьяне, при этом очень легко угадывается местность вокруг селений и реки Вороны, а на одной фотографии молодая, красивая особа, — сама Софья Ивановна Герасимова. Также на этих фотографиях можно разглядеть и грандиозную кирпичную церковь села Буровщина, — Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Я считаю, что творческое наследие в виде фотографий Приворонья на рубеже 19 и 20 веков, дворянки Софьи Ивановны Герасимовой из села Буровщина, необходимо каким то образом отыскать, систематизировать и создать из них альбом, который потом можно использовать для исторических исследований. Судя по названиям некоторых фотографий С. И. Герасимовой, скорее всего она имела некое отношение к Темирязевской сельскохозяйственной академии в Москве, быть может она там училась или преподавала. В Санкт — Петербургском музее этнографии, в самом начале зальной экспозиции, автор данной статьи видел огромные фотографии на стенах, отражающие жизнь и быт русского народа в самом начале 20 века. Скорее всего эти фотографии принадлежат дворянке из села Буровщина, — Софье Ивановне Герасимовой.

Вяжлинская волость, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии на 1914 год [2]:

С. Буровщина — 214 муж., 200 жен., 382 десятин земли, земск. школа.
Д. Варваринка — 146 муж., 136 жен., 115 дес. земли.
С. Вяжли — 511 муж., 478 жен., 379 дес. земли.
Д. Дербень — 189 муж., 198 жен., 166 дес. земли, земск. школа.
Д. Ильинка — 829 муж., 683 жен., 347 дес. земли, земск. школа.
Д. Козловка — 288 муж., 259 жен., 245 дес. земли.
С. Кипец — 193 муж., 186 жен., 248 дес. земли.
С. Марьинка — 713 муж., 729 жен., 1231 дес. земли, церк.-прих. шк.
Д. Натальевка — 283 муж., 286 жен., 431 дес. земли, церк. пр. шк., кредит. тов.
Д. Осиновка — 411 муж., 393 жен., 664 десятин земли.
С. Рамза — 1250 муж., 1213 жен., 2931 дес. зем., зем. и церк. прих. школы.
Д. Софинка — 170 муж., 178 жен., 95 дес. земли.
С. Сергиевка — 348 муж., 347 жен., 637 дес. земли., церк. прих. шк., фельдш. пункт.
С. Чутановка — 611 муж., 643 жен., 1491 дес. земли., земск. школа.
Д. Ядровка — 278 муж., 282 женск., 188 десятин земли.

В селе Рамза в 1914 году проживало — 2463 человек, а в селе Буровщина — 414 человек. По сегодняшним меркам, это очень большие демографические показатели.

Всего в Вяжлинской волости, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии в 1914 году (начало 1-й мировой войны), проживало — 6424 жителя мужского пола и 6511 — жительниц женского пола, а всего население составляло — 12935 человек, всего десятин земли — 9550, что на одного жителя приходилось — 0,738 десятин земли.

В самом начале 20 века во многих населённых пунктах Вяжлинской волости уже существуют школы, в Дербене земская начальная школа была построена в 1908 году на средства крестьян и местных дворян, но просуществовала эта школа до 1980-х годов. В Буровщине была земская школа, а в селе Рамза в этот исторический период существовали земская и церковно-приходская школа, которую и закончил мой дедушка, — Персиянов Т. Н. Население всего Кирсановского района на 01 января 2015 года составляло 20295 человек. В те годы, в уездном городе Кирсанове проживало чуть более 10000 человек. А на 01 января 2015 года население города Кирсанова составляло 17042 человек.

Такие крупные (по населению в 1914 году) населённые пункты Привяжлья, как с. Вяжля, с. Марьинка, д. Осиновка, с. Сергиевка и Приворонья — с. Рамза и Буровщина сегодня катастрофически обезлюдели и от былых, этих очень крупных и многолюдных населённых пунктов, остались жалкие островки в виде хуторов и отдельно стоящих крестьянских жилищ, с заросшими, едва просматриваемыми сельскими порядками и улицами.

До революции 1917 года в сёлах Рамза и Буровщина проживали люди различных сословий и рода занятий. В те годы в Рамзе и в Буровщине существовали довольно многочисленные артели рыбаков, которые снабжали свежей рыбой не только жителей Кирсановского уезда, но и губернский город Тамбов и другие уезды Тамбовской губернии. Потом, уже при советской власти, эти рыбацкие артели объединились в два рыболовецких колхоза, которые просуществовали до 1960-х годов.

Мой дедушка Персиянов Т. Н. ещё в юношеском возрасте обучался и работал штукатуром — отделочником, а позже и лепщиком в передвижной и бродячей артели штукатуров — отделочников из села Рамза. На фронтоне чудом сохранившихся стен здания Марьинской ЛЗС, в селе Марьинка, Кирсановского района и сегодня есть надпись выполненная в технике лепнины моим дедушкой Персияновым Т. Н., — «Марьинская ЛЗС — 1950 г.». Эта артель отделочников из села Рамза выполняла наружные и внутренние штукатурные и лепные отделочные покрытия дворцов помещиков и купцов, а также Православных Храмов. При этом, такая же бродячая артель итальянцев — художников, после этих отделочных — штукатурных и лепных работ, выполняла внутреннею роспись интерьеров дворцов и церквей, а также все малярные работы и облицовку цветными керамическими материалами наружных фасадов.

В этих сёлах, в Рамзе и в Буровщине, крестьяне — плотники и столяры также великолепно строили лодки, баркасы, дубовые кадки, телеги и сани. А кузнецы, жестянщики, портные и другие мастеровые люди из этих селений Приворонья далеко славились по всему Кирсановскому уезду и в Тамбовской губернии.

После 1917 года сёла Рамза и Буровщина, также как и вся страна были в водовороте тех исторических событий, которые и предопределили дальнейшее развитие и становление Советского государства. Существенное удаление этих сёл от уездного города Кирсанова, более 20 километров, способствовало тому, что в 1920 годах эти селения (и особенно Рамза), стали центрами крестьянского восстания на Тамбовщине, под руководством А. С. Антонова. Именно в Рамзинских лесах повстанцы накапливали оружие, создавали замаскированные от посторонних глаз временные поселения в виде землянок, скрывались и жили там.

По своему русскому, этническому происхождению, на мой взгляд, жители Рамзы и Буровщины наиболее близки к русским жителям долин реки Дон. Я часто замечал, что все мои близкие родные из Рамзы, в своей разговорной речи использовали слова, которые характерны для разговорной речи Донских казаков. И таких слов я в своём населённом пункте, — в деревне Дербень и в других ближайших сёлах, больше не от кого и не слышал. Вот эти слова: «пущай», «нехай», «дескать», «негож», «гутарить» и т. д.

Да и само расположение села Рамза в широкой, низменной лагуне, в пойме реки Ворона и одноимённого озера, — Рамза, очень напоминает расположение Донских казачьих станиц. Причём, само сопряжение улиц села с его центральной, административной частью, также характерно для Донских станиц. Вот названия улиц села Рамза, которые я помню с моих детских лет: «Мосоловка», «Свечинка», «Однодворка», «Кораблинка», «Углянка», «Набережный». Прекрасно помню, как привольно расположено село Рамза, на фоне самого крупного озера в Тамбовской области, — Рамза, очень широкие воды которого простирались до самых Паревских возвышенностей.

В 1930-х годах в Рамзе и в Буровщине, как и по всей стране, было создано множество мелких колхозов, которые просуществовали в таком виде вплоть до 1950 годов.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945 г.г.), сотни жителей Рамзы и Буровщины были мобилизованы в действующую армию. И по Рамзинскому тракту — большаку, в течении всех этих военных лет, шли и шли мужчины и женщины в сторону Кирсанова, чтобы отстоять и защитить свою Родину — СССР и весь мир от немецкого фашизма. Сегодня на центральной площади села Рамза, расположен памятник-монумент всем павшим жителям Рамзы и Буровщины в Великой Отечественной войне.

В 1950-х годах все мелкие колхозы методом объединения образовали очень крупный колхоз в селе Марьинка, Кирсановского района. Этот колхоз получил название — «Страна Советов», куда и влились сёла Рамза и Буровщина со своими мелкими колхозами. На центральной усадьбе села Марьинка был построен комплекс зданий из кирпича, — Марьинской ЛЗС. По сегдняшним меркам комплекс зданий Марьинской ЛЗС практически и был небольшим аграрным городком со всей необходимой сельскохозяйственной инфраструктурой. Мой папа Коновалов Федор Андреевич в эти годы работал сначала трактористом, а потом и бригадиром тракторной бригады в Рамзе и в Буровщине. Летний полевой стан тракторной бригады был очень хорошо оборудован. В передвижных вагончиках располагались столовая, склад, небольшая кузница, а также имелись отдельные вагончики для отдыха трактористов. Для распашки полей использовались мощные тракторы С-80, к которым прицеплялось как правило по два плуга, а также средние гусеничные тракторы ДТ-54. В качестве автотранспорта использовались очень надёжные автомобили ГАЗ-51 и ЗИС. Комбайны для уборки урожая были в основном прицепные к тракторам. Все трактористы и обслуживающие сотрудники всегда трудились попеременно в две смены (в день и в ночь). В летнем полевом стане тракторной бригады, всегда очень вкусно и сытно готовили пищу местные женщины из Рамзы и из Буровщины. Причём, если было необходимо; то завтраки, обеды и ужины для трактористов и других сотрудников, доставлялись на гужевом транспорте прямо к работающим в поле тракторам. Заправка тракторов в поле и их мелкий ремонт производился специальным звеном рабочих — ремонтников также на гужевом транспорте. Поколение русских людей, перенесшее все тяготы и лишения в Великой Отечественной войне, относилось к работе в колхозном поле также как и на своём огороде. Здесь всегда наблюдался необыкновенный душевный порыв у всех, кто работал в поле, ответственность и желание выполнить любую порученную работу.

В 1960-х годах на территории части колхоза «Страна Советов», на которой располагались сёла Рамза и Буровщина, был образован новый колхоз, — «Прогресс», который просуществовал вплоть до 1990-х годов.

В 1980-х годах от Чутановки до села Рамза и деревни Дербень была построена дорога с асфальтовым покрытием. Я в те далёкие годы, непосредственно перед строительством этой дороги, неоднократно ходатайствовал перед руководством Тамбовской области о необходимости возведения этой дороги. Сейчас, вот уже более 20 лет, я абсолютно тщетно пытаюсь организовать строительство моста в селе Калаис, Кирсановского района, через реку Ворона, но все мои хлопоты пока безуспешные.

В настоящее время в селе Рамза проживает более ста человек, там есть школа (филиал Уваровщинской школы, Кирсановского района). В селе Буровщина практически уже нет жителей, но некоторые дома ещё находятся в хорошем состоянии, здесь вдоль сельской улицы протянуты провода на столбах с электрическим током. Поэтому есть надежда, что и в Буровщину ещё вернутся кто-либо из жителей на постоянное место жительства.

Для того, чтобы каким-то образом оживить современные пространства Приворонья, необходимо возродить здесь сельскохозяйственные производственные объединения непосредственно в сёлах Рамза и Буровщина (возможно и в форме некогда существовавших здесь колхозов). В этих благодатных местах есть все условия (озеро Рамза и река Ворона) для организации здесь рыбоводческих предприятий. Все водоёмы вблизи сёл Рамза и Буровщина имеют очень ценные донные осадки в виде сапропелевых иловых отложений. Сапропель очень высоко ценится на мировых рынках, как абсолютно безвредное удобрение для сельскохозяйственного производства. В окрестностях сёл Рамза и Буровщина имеются огромные залежи кварцевого песка, известняка и легкоплавких красных глин, которые можно использовать методом обжига для изготовления керамического красного кирпича и других строительных материалов. Словом, потенциал для развития и процветания сёл Рамза и Буровщина в настоящее время огромный. Остаётся одно, чтобы люди не уезжали отсюда, а жили и трудились здесь, как и их предки на этой плодородной земле и в благодатных во всех отношениях пространствах Приворонья.

В качестве заключения по данной статье, я приведу здесь небольшое своё стихотворение из моего историко — поэтического сборника: «Моя Тамбовская обитель..., Моя Дербенская лоза...» (Отрывок из этого сборника опубликован на сайте Тамбовской библиотеки имени А. С. Пушкина в меню: Краеведение. Публикации пользователей.):

Когда в садах плоды поспели, Здесь Тихон дед мой рассказал, Мне философские наэли, Солдатский крест мне показал.

Он этот крест ведь под Мукденом, В войне Японской заслужил, Там чудом избежал он плена, Наградой этой дорожил.

В селеньи Рамза вновь поспели, В садах у каждого плоды; Дрозды над Рамзой пролетели, И опустились у воды...

28.10.2012 г., в 12.00, СПб.

История сёл Рамза и Буровщина продолжается...

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адрес-календарь Тамбовской губернии за 1903 г., Тамбов 1903 г.
2. Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1914 г., Тамбов, 1914 г.
3. Семёнов-Тянь-Шанский П. П., Ламанский В. И. Россия полное географическое описание нашего Отечества — настольная и дорожная книга для русских людей. Том 2, 1902 г, СПб.

Полковник в отставке, кандидат технических наук, доцент: Коновалов Виктор Федорович, деревня Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области, г. Санкт-Петербург.

14.10.2015 г. (на Покров Пресвятой Богородицы), г. Санкт-Петербург.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 17
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
18.11.2015 22:35
Уважаемые жители сёл Рамза и Буровщина, а также других селений Приворонья. Я убедительно призываю Вас по возможности оставлять здесь свои комментарии, а может даже и свои дополнения к этой статье. Здесь на верху, в меню: "Краеведение, публикации пользователей", можно ознакомиться и с другими моими публикациями по истории Приворонья.
Глушко Наталья (Тимашевск)
25.11.2016 20:43
Здравствуйте Виктор Фёдорович! Мой отец, Ромашков Юрий Владимирович 1924 г.р. родился и жил в селе Рамза. Но вот о семье Ромашковых, живших до войны в этом селе, мы не имеем никакой информации. Отца уже 25 лет как нет в живых, а в памяти остались только его рассказы.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
28.11.2016 15:42
Здравствуйте Наталья. Большое Вам спасибо за Ваш комментарий. Я Вам советую на этом же сайте в меню: "Краеведение, публикации пользователей" посмотреть мою последнию статью: "Село Марьинка...", в этой статье есть номер телефона и электронный адрес Марьинского сельсовета. Глава Администрации этого сельсовета - житель Рамзы. Вы свяжитесь с ним и он Вам конечно же окажет помощь в розыске Ваших родственников.
Николай
10.03.2018 02:42
Очень интересная статья, особенно с учетом того, что как раз подыскиваю место для переезда и занятия крестьянским хозяйством на Тамбовщине. Спасибо!!! Но все-таки не соглашусь с Вами в том плане, что надо возобновлять колхозы, ведь судя по Вашим же словам - лучшие времена для этих мест были именно до революции, ДО создания колхозов (о чем говорит и численность населения). Я столкнулся с той проблемой, что практически невозможно в Тамбовской области (в прочем как и во всем Центрально-Черноземном районе) найти неизгаженые промышленностью и таким вредным для экосистемы современным сельским хозяйством районы с чистыми реками. Т.е. то, что было в избытке у наших предков - в таком дефиците сейчас. Так вот, с. Рамза, на первый взгляд, как раз-таки можно отнести к такому уникальному исключению, куда смело можно переезжать уже сегодня, еще и с близкодоступным лесом (что важно!!). Правда, на одном из сайтов вычитал, что неподалеку хотят разработать карьер по добыче никеля, последствия которого для региона, думаю, не стоит объяснять. Но пока это слухи (дай Бог, чтоб так и осталось). И надо молиться, чтоб центральные власти еще долго не замечали этого одного из последних райских уголков, который по достоинству смогут оценить истинные производители натурального экологического продукта. И тогда со временем туда потянется молодежь и Вы не заметите, как село начнет процветать и наполняться счастливыми детскими голосами без всяких там колхозов и рыбхозов. Я ОЧЕНЬ надеюсь, что так и будет. Спасибо Вам.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт-Петербург)
13.03.2018 06:36
Николай, огромное Вам спасибо за Ваши намерения перебраться в наши места. Да, эти места истинно райские для занятия крестьянским хозяйством. Да и Тамбовщина сегодня в целом занимает лидирующее место по экологии в нашей стране.
Николай (с. Саюкино, рассказовский р.)
01.02.2019 12:44
Уважаемый, Виктор Фёдорович! Хотим поблагодарить Вас за такое отношение к истории нашего родного края и пожелать Вам доброго здоровья и помощи Божьей! Очень приятно и отрадно от того что есть такие неравнодушные к истории своих предков люди.
История нашего Рода связана с казаками-первопоселенцами на Тамбовской земле, которые основали такие поселения как Кузьмина Гать, Богоявленское (Поганка тоже..) ныне с.Малиновка Тамбовского р., а также есть корни ведущие в сёла Калугино и Рамза инжавинского р. ( мы знаем свой Род до 11-го колена).
Очень интересно было узнать про ваши упоминания о селе Рамза. Ведь информации по истории этого села мы практически нигде больше не встречали.
Мы с моим братом очень интересуемся историей нашего края, в особенности, что касается про упоминания казаков-первопоселенцах. Если Вы распологаете какой-либо частной информацией связанной с казаками в том числе и может какие-нибудь подробности про с. Рамзу, то просим Вас поделиться с нами. ( kozadaev-kubanets@mail.ru )
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
01.02.2019 15:16
Добрый день Николай! Большое Вам спасибо за Ваш отзыв. Николай, село Рамза в настоящее время находится в Кирсановском районе. Да и у меня всегда было ощущение того, что жители Рамзы, - переселенцы - казаки, откуда - нибудь с Дона. Так как я всегда замечал, что разговорная речь жителей из Рамзы несколько отличается от разговорной речи жителей ближайших сёл Кирсановского района. Да и само расположение этого села очень напоминает Донские станицы, с соответствующими расположениями улиц. Буквально два дня назад на Веб - сайте Кирсанова, я написал комментарии для Натальи, она ищет в Рамзе священника Архангельского (своего родственника). А в Кирсанове, в Уваровщинской школе, преподаёт казак - есаул Урюпин, мне думается что и он имеет какое - то отношение к Рамзе, так как у него очень много друзей в одноклассниках из Рамзы. Николай, я Вам советую ближе к лету съездить в Рамзу, туда редко, но ходят автобусы из Кирсанова. Народ (особенно мужчины), там очень общительый, весёлый и разговорчатый. Я думаю, методом распроса Вы и сможете установить истину в Ваших исследованиях. И ещё, в Инжавино, директор местного музея - Александр Егоров, он в одноклассниках довольно часто общается с есаулом Урюпиным из Кирсанова.
Николай (с. Саюкино, рассказовский р.) (с. Саюкино, рассказовский р.)
03.02.2019 22:56
Уважаемый, Виктор Фёдорович! Благодарим Вас за полезную информацию! В Рамзе нам довелось побывать в 2017 -ом г. Действительно очень напоминает Донские места. Красота и атмосфера там просто завараживают. Но вот с жителями пообщаться не довелось. Но мы с огромным удовольствием обязательно там побываем и ещё и не раз!
Наталья Морозова (Москва)
28.01.2020 18:25
Здравствуйте, Виктор Федорович!
Занимаюсь родословием предков мужа. Они происходят из села Поганка (сейчас Малиновка) Тамбовского уезда. Можно сказать, соседи Ваших предков.
Один из них, Сапунов Иван Сергеевич (1883 г.р.),по семейным преданиям, был участником русско-японской войны. Факт этот я сомнению не подвергаю, но хотелось бы узнать его полк, чтобы выяснить боевой путь и т.д., да и вообще любое документальное подтверждение было бы очень интересно.
В связи с этим, меня очень заинтересовали Ваши стихи о деде Тихоне. Не могли ли они быть однополчанами? Какие подробности Вам известны?
Буду очень благодарна, если Вы мне ответите.
С уважением,
Наталья (iile2002@mail.ru)
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
29.01.2020 12:36
Наталья, добрый день! Да, мой дедушка Персиянов Тихон Николаевич (1884 - 1981 г.г.), участвовол в русско - японской войне (1904 - 1905 г.г), родом он из села Рамзы, Кирсановского уезда. Мне он рассказывал всё об этой войне, когда я был совсем юный. К сожалению, никаких документов не сохранилось. Но когда я исследовал жизнь дворян Дмитриевых - Мамоновых на Тамбовщине, то обнаружил, что дворянин из Моршанского уезда, - Николай Александрович Дмитриев - Мамонов (23.08.1880 - 25.02.1905 г.г.), совершил геройский подвиг и погиб на этой войне. А служил и воевал он в 214 Мокшанском полку. В этом же полку служил музыкант и композитор И.А.Шатров, - автор вальса: "На сопках Маньчжурии". Именно этот вальс И.А.Шатров и посвятил своим сослуживцам из 214 Мокшанского полка. Совсем недавно в Тамбове открыт памятник двум композиторам: В.И.Агапкину и И.А.Шатрову. Наталья, я думаю, что 214 Мокшанский полк был сформирован на территории Тамбовской губернии, служили и воевали в этом полку, конечно же, преимущественно выходцы из Тамбовщины.
Алла (Москва)
17.04.2020 15:16
Добрый день, Виктор Федорович! Нет ли у Вас информации о помещице Лебедевой Настасья Ивановны владелицы Буровщины. С уважением.Алла
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
17.04.2020 17:30
Алла, добрый день! Алла я Вам советую, зайти на сайт этой же библиотеки и посмотреть Адрес - календари Тамбовской губернии, которые представлены здесь в моём списке литературы. Мне думается, что помещица Лебедева Н.И. была или подругой или родственницей Герасимовой С.И.
Рита (Саратов)
27.06.2020 17:13
Здравствуйте, я сейчас составляю генограмму и от своего деда узнала, что мой прапрадед Дёмин Иван Евсеевич был известным человеком в селе Рамза, как я понимаю, но еще не разобралась, во времена антоновщины. Ему якобы даже установлен памятник. Но пока нигде в интернете подробной информации о нем я не нашла. Подскажите, где можно ее найти? Благодарю вас
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
27.06.2020 19:49
Рита, добрый день. Да в Рамзе, около школы стоял памятник погибщим во времена Антоновщины. Только я не помню были ли на этом памятнике нанесены фамилии погибших. Вам наверное через "одноклассники" следует выйти на кого - нибудь из Рамзы и прояснить этот вопрос. А так, эта информация скорее всего есть в городе Тамбове, в Архиве Тамбовской области.
Коновалов Виктор Федорович (дер. Дербень, Кирсановского района, г. Санкт - Петербург)
15.07.2020 13:08
21 июля, - Праздник Казанской иконы Божией Матери. Уроженец села Рамзы, Владимир Карпушин недавно сообщил мне, что грандиозная кирпично - каменная церковь в селе Буровщина, - Казанской иконы Пресвятой Богородицы, была взорвана где - то в 1950 -е годы. Здесь, в издании [3], когда я писал эту статью, то я видел эту церковь на одной из фотографий. Да..., скорее всего в 1950 - м году, когда строили комплекс кирпичных зданий Марьинской ЛЗС, решили тогда взорвать и этот величественный Храм, кирпича ведь не хватало. Хотя для этих целей были уже разрушены и разобраны на кирпич: Успенский Собор в Кирсанове, Храм Вознесения Господне в Софьинке, Храм Воскресения Господне в Сергиевке, грот Боратынских в парке "Мара", вблизи Софьинки. Также Владимир Карпушин назвал место нахождения "Чернецкого кургана", вблизи Рамзы и озера "Шуварского". На "Чернецком кургане" до 1764 года была расположена Казанско - Воронинская мужская обитель (монастырь). В 1970 - х годах, на велосипеде, я проезжал по просёлочной дороге, вдоль реки Вяжли и лесного урочища "Тюрьма". Когда я перешёл по мостику в сторону Рамзы через реку Вяжлю, справа от меня было озеро "Шуварское", а слева крутая возвышенность, - "Чернецкий курган". При этом, напротив лесного урочища "Тюрьма", я видел возвышенность густо поросшую сосновым лесом, под названием "Монастырский лес". Вне всякого сомнения, что когда дворяне Герасимовы строили в 19 веке, в Буровщине кирпичную церковь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, то конечно же они предполагали, что этот Храм является приемником древнего Казанско - Воронинского мужского монастыря. И конечно же мечтали о том, что эта новая церковь в Буровщине - Казанской иконы Пресвятой Богородицы, со временем станет монастырём, но увы...
Сергей Андреевич (г. Саратов)
26.02.2021 23:36
Дёмин, как председатель комитета бедноты села Рамза, т.е. коммунист, представитель Советской власти - был расстрелян местными "антоновцами" в 1920 году. Памятника ему нет.
Татьяна Давыдова (Санкт-Петербург)
04.03.2021 20:12
Уважаемый Виктор Федорович! Совершенно случайно оказалась на этом сайте и была впечатлена Вашим рассказом о селе Рамза, спасибо большое. В Рамзу я каждое лето в детстве приезжала на отдых к моим дедушке и бабушке Нумерову Владимиру Ивановичу и Нумеровой Елизавете Ефремовне, которые до пенсии работали учителями в местной школе. Моя мама Нумерова Нина Владимировна 1925г.р., как и ее два старших брата Николай и Сергей родились в с. Рамза, закончили там семилетку и дальше учились в г. Кирсанове. Мать моего дедушки Архангельская Варвара Федоровна (священник Федор Архангельский ее отец), его отец Нумеров Иван Дмитриевич.
Вся история нашей семьи связана с этим прекрасным и живописным местом, с дедушкиным садом, с домом. Хорошо помню подругу моей бабушки учительницу Марию Владимировну, большую семью Силкиных, соседа Пальцева и фамилия Персиянов мне знакома. Стараюсь со своими родными приезжать на местное кладбище на могилу бабушки. Дедушка похоронен в Санкт-Петербурге. Хотелось бы, чтобы Рамза возродилась и стала бы цветущей деревней.

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю