Виктор Федорович Коновалов
К истории села Вяжля, посёлков Сосновка и Кезьминка, Кирсановского района, Тамбовской области
Село Вяжля (Атрыгантьевка) до 1917 года было центром обширной Вяжлинской волости, в Кирсановском уезде, Тамбовской губернии. Волость — это административная единица, которая была в ходе реформы 1861 года впервые введена на помещичьих землях. Она состояла из нескольких сельских обществ общей численностью населения от 300 до 2000 лиц мужского пола, территория селений не могла отстоять дальше, чем на 12 вёрст от волостного центра. Все сельские и волостные должностные лица, а также один хозяин двора от 10 дворов, составляли волостной сход. Заседания волостного схода назначались мировым посредником по представлению волостного старшины. При этом, мировому посреднику отводилось главное место на сходе и возлагалась на него соответствующая ответственность за порядок на данном мероприятии. Волостной сход выбирал волостных должностных лиц и судей волостного суда, ведал установлением и раскладами мирских сборов и повинностей, проверял рекрутские списки и обеспечивал раскладку рекрутских повинностей.
Решения волостного схода считалось законным, если на нём присутствовал старшина или замещавшее его лицо, и если все решения приняты квалифицированным большинством в 2/3 голосов.
За использование земельного надела, русские крестьяне отбывали; барщину, платили оброк или были на смешанной повинности. Самая тяжёлая была смешанная повинность в трёх видах:
В [15] отмечается, что на 1858 год, село Вяжля — помещичье, число жителей обоего пола — 5286 человек, 495 дворов, винокуренный завод Боратынских на 20000 вёдер. А уже в 1902 году в Вяжле с окрестными сёлами, деревнями, посёлками и хуторами проживало до 7000 жителей [16]. Рост числа жителей в Привяжлье за почти 50 лет впечатляет, даже в городе Кирсанове в эти годы
В Вяжлинскую волость в 1903 году входили [1]: с. Вяжля, с. Марьинка, с. Сергиевка, с. Чутановка, с. Буровщина, с. Кипец, с. Рамза, д. Ядровка, д. Козловка, д. Ильинка, д. Осиновка, д. Натальевка, д. Софьинка, д. Дербень, д. Варваринка.
Престольные праздники (по старому стилю) в сёлах Вяжлинской волости [3]: с. Буровщина — Казанской Иконы Божьей Матери, д. Варваринка — 1 октября (Покров день), с. Вяжля — 1 октября, д. Дербень — 1 октября, д. Козловка — 1 октября, с. Кипец — Сергиев день, с. Марьинка — 1 октября, д. Натальевка — 1 октября, д. Осиновка — 1 октября, с. Рамза — Козьмы и Демьяна, д. Софинка — 1 октября, с. Чутановка — 1 октября, д. Ядровка — 1 октября. Как мы видим, все престольные праздники сёл и деревень, расположенных по течению реки Вяжли — 1 октября, — по старому стилю Покров день, а по новому стилю Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября, поэтому настала сегодня Богоугодная необходимость воссоздания Храма Покрова на Вяжле в деревне Дербень, — как главного Православного Храма в Привяжлье.
Вяжлинская волость, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии на 1914 год [3]:
С. Буровщина — 214 муж., 200 жен., 382 десятин земли, земск. школа.
Д. Варваринка — 146 муж., 136 жен., 115 дес. земли.
С. Вяжли — 511 муж., 478 жен., 379 дес. земли.
Д. Дербень — 189 муж., 198 жен., 166 дес. земли, земск. школа.
Д. Ильинка — 829 муж., 683 жен., 347 дес. земли, земск. школа.
Д. Козловка — 288 муж., 259 жен., 245 дес. земли.
С. Кипец — 193 муж., 186 жен., 248 дес. земли.
С. Марьинка — 713 муж., 729 жен., 1231 дес. земли, церк. прих. шк.
Д. Натальевка — 283 муж., 286 жен., 431 дес. земли, церк. пр. шк., кредит. тов.
Д. Осиновка — 411 муж., 393 жен., 664 десятин земли.
С. Рамза — 1250 муж., 1213 жен., 2931 дес. зем., зем. и церк. прих. школы.
Д. Софинка — 170 муж., 178 жен., 95 дес. земли.
С. Сергиевка — 348 муж., 347 жен., 637 дес. земли., церк. прих. шк., фельдш. пункт.
С. Чутановка — 611 муж., 643 жен., 1491 дес. земли., земск. школа.
Д. Ядровка — 278 муж., 282 женск., 188 десятин земли.
В селе Рамза в 1914 году проживало — 2463 человек, а в селе Буровщина — 414 человек. А в самом селении Вяжля проживало — 989 человек. По сегодняшним меркам, это очень большие демографические показатели.
Всего в Вяжлинской волости, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии в 1914 году (начало
В самом начале 20 века во многих населённых пунктах Вяжлинской волости уже существуют школы, в деревне Дербень земская начальная школа была построена в 1908 году на средства крестьян и местных дворян, но просуществовала эта школа до
Такие крупные (по населению в 1914 году) населённые пункты Привяжлья, как с. Вяжля, с. Марьинка, д. Осиновка, с. Сергиевка и Приворонья — с. Рамза и Буровщина сегодня катастрофически обезлюдели. И от былых, этих очень крупных и многолюдных населённых пунктов, остались жалкие островки в виде хуторов и отдельно стоящих крестьянских жилищ, с заросшими, едва просматриваемыми сельскими порядками и улицами.
Вяжлинская волость, в Кирсановском уезде, Тамбовской губернии занимала обширные лесостепные пространства, история этих мест поистине древняя. Так, в памятных книжках Тамбовской губернии за 1894 и 1903 годы [13, 1], в обзоре истории Тамбовской губернии сказано: «Известный учёный Ленорман (19 век франц.) находит, что Ворона — тот Оаръ Геродота, на берегах которого остановился Дарий Гистаси (персидский царь) во время скифской войны. По берегам реки нередко попадают останки мамонта и кремневые стрелы». (Геродот — около
Итак, с древнейших времён лесостепные долины реки Вороны и речки Вяжли заселяли скифы и другие древние народы. Скифы имели достаточно высокий уровень развития, о чём говорят многочисленные захоронения скифов — курганы в Приворонье и в Привяжлье. Как указывается в рапорте полицейского урядника
В эпоху междоусобных войн между русскими князьями, вот наиболее первое известие о Приворонье, датируется русскими летописями 1148 годом: " Князь Глеб Юрьевич иде к Рязани и бывъ въ городах Червленному Яру и на велицкъй Вороне«. Вся часть степей по левую сторону от реки Воронежа до берегов Хопра и Вороны, известна была в то время под общим названием Червленного Яра [8]. Глеб Юрьевич (112? – 1171 г.г.) — князь каневский, затем переяславский, в
В период
После разгрома монголо — татар и преодоления смуты с польским нашествием, для Руси ещё не наступило мирное время. Ещё очень долго крымские и ногайские татары нападали на южные и
Ещё раз обратимся к сельской русской общине. Демократизм её устройства даже и сегодня восхищает; здесь не могли общинники допустить, чтобы оставить одних беспризорных детей или одиноких стариков без средств к существованию, вдовам, инвалидам и другим, всегда помогали всем миром. Участие в общественном управлении крестьян состояло в общине в том, что они создавали сельские и волостные органы общественного управления. Сельское общество определялось законом, как поселение (часть поселения или несколько поселений) крестьян проживающих на земле одного помещика, что так или иначе объединяло их хозяйственные интересы (общие земельные угодья, общие обязательства перед помещиком и т.п.). Сельским управлением этого общества являлись сельский сход и сельский староста (мой прадед Коновалов Василий Титович перед 1917 годом был последним сельским старостой в деревне Дербень , а первым председателем сельсовета в деревне Дербень был его брат Матвей Титович Коновалов). В зависимости от численности населения в сельском обществе, оно могло иметь особого сборщика податей, смотрителя хлебных магазинов, всевозможных сторожей, писарей. Сельский староста выполнял задачи бурмистра (назначение на барщинные работы, взыскание оброка, выполнение всех других требований помещика). Кроме того, сельский староста имел функции полицейского общегосударственного назначения (исполнение требований мирового посредника, судебного следователя, земской полиции и, наконец, волостного старшины после 1861 г.) [11].
Большой импульс в развитии Приворонья и Привяжлья дала земская реформа 1864 года. Земство — совокупность выборных органов местного самоуправления в России, введённых Земской реформой 1864 года. Вот достойнейший пример демократического построения местного самоуправления в России, который и сегодня можно с успехом применять. Земские учреждения ведали вопросами просвещения, здравохранения, строительством дорог и общественных зданий и т.д. Земство было упразднено большевиками в 1918 году [6]. Дворяне и купеческое сословие, проживающие в Привяжлье в середине 19 века и до 1917 года, часто занимали различные должности в земском управлении. Так в Кирсановской земской управе, членом управления в 1912 году работал Владимир Николаевич Апоницкий [2]. В
Но особенно, земство совместно с Русской Православной Церковью, много сделали для организации начальных школ для детей простого русского крестьянского населения.
После утраты в первой половине 19 века главного Православного Храма в Привяжлье, — Храма Покрова на Вяжле, который был построен из камня и кирпича и возвышался на Дербенских Выселках, между двух оврагов. Жители Вяжли (Атрыгантьевки), Марьинки и Дербеня долгое время посещали Вознесенскую церковь в селе Софьинка, которую построила в 1818 году Александра Федоровна Боратынская, — мать поэта Е. А. Боратынского. А в 1886 году на границе сёл Вяжля и Марьинка была построена деревянная церковь, — Покрова Пресвятой Богородицы. Несколько левее от места, где возвышалась эта церковь, в настоящее время возведён монумент — памятник всем павшим жителям в годы Великой Отечественной войны (
Между селом Вяжля (Атрыганьевка) и селом Марьинка проходит асфальтовая дорога из Кирсанова в Рамзу. Поэтому, два этих населённых пункта практически не имеют явно выраженной пространственной границы между собой. В селе Вяжля до
Население села Вяжли (Атрыгантьевки) в 2008 году составляло — 59 человек, в 2010 году там проживало — 42 жителя, а в настоящее время в Вяжле (Атрыгантьевке) проживает несколько десятков человек.
Посёлок Сосновка, Кирсановского района, Тамбовской области расположен в излучине реки Ворона, там, где эта река делает поворот от села Вячки в сторону деревни Дербень. Этот населённый пункт до 1917 года в статистических данных Кирсановского уезда не значится. Данное обстоятельство объясняется тем, что посёлок Сосновка до 1917 года был хутором, а население хуторов числилось в отчётности, как входившее в ближние, более крупные населённые пункты. Поэтому население хутора Сосновка до 1917 года числилось в деревне Дербень, Вяжлинской волости, Кирсановского уезда. Также в деревне Дербень числилось и население других ближних хуторов, таких как, Дербенский Кордон и Белая Избушка. Но после 1917 года на освободившиеся земли помещиков, из очень крупных сёл Вячка и Калаис, а также и из деревни Дербень, в хутор Сосновка переселилось значительное количество новых жителей. Причём, в Сосновку в основном переезжали жители из села Вячки и из деревни Дербень, а в Кезьминку из Калаиса и из Марьинки. Поэтому, хутор Сосновка стал очень быстро возрастать, как территориально, так и по численности населения. И уже вскоре (после 1920 года) этот населённый пункт стал называться, — посёлком Сосновка.
Как и в других деревнях и сёлах Привяжлья в
В
Посёлок Кезьминка, Кирсановского района, Тамбовской области находится на старом Рамзинском тракте из города Кирсанова в крупное село Рамза. До 1917 года здесь располагались три хутора, — Акри, Кезьминка и Лисички. В статистических отчётах население этих хуторов до 1917 года числилось в селе Марьинка, Кирсановского уезда, Тамбовской губернии. Превосходные чернозёмные земли этих мест всегда манили сюда переселенцев. И после 1917 года, на бывшие земли помещиков, сюда в массовом количестве стали переезжать жители из крупных и перенаселённых селений, таких, как; Марьинка, Вячка и Калаис. Особенно очень много переселенцев было из села Калаис. С
В посёлке Кезьминка в
Население посёлков Акри, Кезьминки и Лисички, в
Здесь необходимо отметить, что между деревней Дербень, посёлками Сосновка и Кезьминка расположены прекрасные во всех отношениях пространства, под названием: «Русайкина долина».
Для возрождения села Вяжли, посёлков Сосновка и Кезьминка сегодня необходимо в первую очередь создать там сельскохозяйственную инфраструктуру, которая существовала в этих населённых пунктах в
Существующий потенциал для возрождения, развития и процветания села Вяжли (Атрыгантьевки), посёлков Сосновка и Кезьминка в настоящее время огромный. Остаётся одно, чтобы люди не уезжали отсюда, а жили и трудились здесь, как и их предки на этой плодородной земле и в благодатных во всех отношениях пространствах Приворонья и Привяжлья.
В качестве заключения по данной статье, я приведу здесь небольшое своё стихотворение из моего историко-поэтического сборника: «Моя Тамбовская обитель..., Моя Дербенская лоза...» (Отрывок из этого сборника опубликован на сайте Тамбовской библиотеки имени А. С. Пушкина в меню: Краеведение. Публикации пользователей.):
Привяжлье
Ещё в снегах моя долина,
И по ночам ещё мороз;
В окно стучится мне рябина,
В лугах я вижу с сеном воз.
У леса — Белая Избушка,
Сосновка, Кезьминка, Дербень;
И Вяжля — милая старушка,
Среди ближайших деревень.
У Мары — Софья и Наталья,
Илья, Варвара и Сергей;
А чуть поодаль — наша Марья,
И рядом с Марьей — мой Дербень.
В дали Осиновка, Ядровка,
Деревня Новая, Козловка;
Схожу я в баню, приму душ,
Потом..., дойду я до Баклуш...
07.03.2015 г., в 20.15, СПб.
История села Вяжли (Атрыгантьевки), посёлков Сосновки и Кезьминки продолжается...
Литература
1. Адрес-календарь Тамбовской губернии за 1903 г., Тамбов 1903 г.
2. Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1912 г., Тамбов, 1912 г.
3. Адрес-календарь Тамбовской губернии на 1914 г., Тамбов, 1914 г.
4. Адрес-календарь Тамбовской губернии за 1916 г., Тамбов, 1916 г.
5. Боратынский М.А. Род дворян Боратынских. Летопись историко — родословного общества в Москве, вып. 1. Приложение к летописи И. Р. Общества за 1910 г., М., 1910 г.
6. Брокгауз, Ефрон. Русский энциклопедический словарь, СПб., 1898 г.
7. Владимир Даль. Толковый словарь живого
8. Воейков Л. А. Сборник материалов для описания Тамбовской губернии, СПб., 1872 г
9. Кисилёв А. Ф. Великие государственные деятели России. М., Вларос, 1996 г.
10. Ключевский В. О. О Русской истории, М., Просвещение, 1993 г., часть 1.
11. Литвак В. Г. Переворот 1861 года в России. М., Политическая литература, 1981 г.
12. Памятная книжка Тамбовской губернии на 1876 г. Тамбов 1876 г.
13. Памятная книжка Тамбовской губернии за 1894 г., Тамбов 1894 г.
14. Платонов С. Ф. Собрание сочинений по русской истории в
15. Семёнов П.
16. Семёнов-Тянь-Шанский П. П., Ламанский В. И. Россия полное географическое описание нашего Отечества — настольная и дорожная книга для русских людей. Том 2, СПб., 1902 г.
05 сентября 2016 года. Полковник в отставке, кандидат технических наук, доцент Коновалов Виктор Федорович, деревня Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области, г. Санкт-Петербург.
Приложение к статье (фотографии)
Памятник павшим воинам в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 г.г.), справа в нескольких десятках метрах здесь возвышалась деревянная церковь села Вяжли, — Покрова Пресвятой Богородицы (была построена в 1886 году, перестроена в школу после пожара в 1930-х годах).
Памятник павшим воинам в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945 г.г.), — крупным планом.
Вид села Марьинки, в направлении от бывшей церкви села Вяжли, — Покрова Пресвятой Богородицы, вдали на возвышенности лесные урочища села Рамзы.
Асфальтовая дорога из Кирсанова в Рамзу, слева от этой дороги, — село Вяжля (Атрыгантьевка), а справа, — село Марьинка, вдали в низине Щемиловка и Ленинка (Ленивка).
Поле подсолнуха около села Вяжли (20 августа 2014 года), слева вдалеке на возвышенности парки села Софьинки и Мары, а справа в низине Новая Деревня, Щемиловка и Ленинка (Ленивка).
Комментарии читателей
13.09.2016 17:29
06.12.2016 14:08
28.05.2017 09:48
29.05.2017 19:56
01.06.2017 11:35
03.06.2017 13:32
05.06.2017 15:16
05.06.2017 15:53
05.06.2017 16:12
06.06.2017 08:19
06.06.2017 12:32
07.06.2017 15:08
08.06.2017 15:14
09.06.2017 15:52
10.06.2017 08:04
01.07.2017 15:35
А Хорохорин Виктор - замечательный человек и мой папа :-)
03.10.2017 11:03
24.10.2017 15:14
29.10.2017 08:47
02.11.2017 18:42
12.05.2018 23:01
21.05.2018 12:19
29.06.2018 21:12
08.07.2018 20:36
09.07.2018 15:08
04.11.2018 21:48
Заинтересовались таким моментом: "Известный учёный Ленорман (19 век франц.) находит, что Ворона — тот Оаръ Геродота, на берегах которого остановился Дарий Гистаси (персидский царь) во время скифской войны". Часто бываем в Санкт-Петербурге...
С ув. В.
07.11.2018 15:38
12.12.2018 19:26
Читаю с удовольствием. После прочтения по-другому воспринимаешь родные места. В каждый свой приезд в Кирсанов стараюсь навестить заброшенные и вымирающие деревеньки и сёла. Печально это, но, видимо, такие времена настали, возврата к прошлому процветанию наших великолепных мест не будет. Увы...
13.12.2018 14:58
30.06.2019 08:26
28.08.2019 16:50
30.08.2019 08:52
25.05.2020 17:37
19.01.2021 18:55
Из Вашего сообщения от 08.06.2017 15:14
"Денис, я в 1968 году закончил 8 классов, Марьинской восьмилетней школы. Со мной в одном классе учились парни и девушки из Кезьминки: Валера Алпатов, Юра Алпатов, Саша Галкин, Вера Ширшова, Наташа Бурцева, Володя Павлов, Саша Насонов. Интересно узнать, а приезжают кто - либо из моих одноклассников сегодня в Кезьминку."
Саша Галкин - мой отец. К сожалению он умер в 2003 году.
В детстве я часто приезжал в Кезьминку, помню его рассказы про окрестные деревни, о том как жилось в его детстве и юности.
Я очень хочу узнать о своих родственниках по линии отца. Подскажите, как мне можно узнать про Галкиных из Кезьминки? Может где выложены метрические книги?
20.01.2021 15:35
14.09.2022 00:26
Сможете рассказать о Дмитриевых-Мамоновых. Нас интересую все после 1912 г., и кто остался живущие по сей день.
Большое спасибо.
08.11.2023 18:18
Мой прадед Лощинин Прокопий Никифорович родом с Вяжлинской волости. Но до сих пор не могу понять в каком населенном пункте именно он родился. Очень вас прошу мне помочь разьяснить следующий вопрос.
В личном деле его написано "Уроженец села Вяжлинка", то есть это может быть и соседняя деревня... Какую деревню в народе называли Вяжлинка в 1907 году? Буду благодарна за ответ.
Вы можете оставить свой комментарий: