Виктор Федорович Коновалов
Моя Тамбовская Русайка
Светлой памяти моей мамы Коноваловой Таисии Тихоновны посвящается
Сразу же за околицей моей малой Родины, — деревни Дербень, Кирсановского района, Тамбовской области, начинаются обширные лесостепные пространства, которые имеют очень выразительное поэтическое название, — Русайкина долина.
Образ Тамбовской Русайки, девушки из лесостепной, обширной Окско-Донской русской равнины, очень широко представлен в моём историко-поэтическом сборнике: «Моя Тамбовская обитель..., Моя Дербенская лоза...».
Всякий раз, когда я пытаюсь что-либо написать лирическое, передо мной возникает и вырисовывается портрет этой русской Мадонны нашей обширной лесостепи. Поэтому, Тамбовская Русайка для меня всегда была, есть и будет моей поэтической музой лирического вдохновения. Это не русалка, а имя образа, который явился мне совершенно случайно, в минуты вдохновения, как бы свыше, уже со своим поэтическим именем. Тамбовскую Русайку я очень много наблюдал в нашей местности в годы моей молодости, и конечно же этот образ всегда со мной в моей душе. Ведь все ныне существующие жанры поэзии можно условно разделить на три типа; поэзию мысли, поэзию сердца и поэзию души. Я в своём творчестве всегда стараюсь быть ближе к поэзии души, где, на мой взгляд, в какой-то мере присутствуют, поэзия мысли и поэзия сердца (и может быть они в своём слиянии и образуют поэзию души). Конечно, образ русской женщины или молодой девушки всегда вдохновлял великих русских поэтов и не только великих. На мой взгляд, лирический образ русской провинциалки сегодня требует нового осмысления, потому что русская деревня ныне вымирает катастрофическими темпами. Нам необходимо обратить на это сегодня самое пристальное внимание, так как государство основывается, утверждается и удерживается не только на столицах, а и на развитых и населённых провинциях. Правда здесь заключается в том, что эта древняя истина, всем давно известная и проверенная годами и столетиями, сегодня очень и очень актуальна.
Тамбовская Русайка, это совершенно особенный образ, несколько отличающийся по своей красе, женственности, характеру, жизненной позиции от других женщин Великой России. В нём, на мой взгляд, генетически наследован образ русских славянок из древнего «Червлённого Яра» ещё до монголо-татарскогоx ига, с некоторой восточной красотой и с характером древних половчанок. А характерный овал лица Тамбовской Русайки и разрез глаз, очень хорошо подтверждают данную особенность этого женского образа.
Наиболее характерный образ Тамбовской Русайки, это конечно же облик Зои Космодемьянской, великой героини русского народа. Тамбовская красавица, из — за её красоты, её даже не хотели брать в специальный диверсионный отряд (уж слишком приметная была у девушки внешность: высокая, статная, симпатичная). Данное обстоятельство документально подтверждено руководством подразделения, в котором служила и воевала Зоя Космодемьянская. Восемнадцатилетняя девчонка сознательно пошла на такой величайший подвиг, увлекая своим примером Советский народ на борьбу против фашизма. Мне думается, что здесь сама Пресвятая Богородица, сжалившись над Россией, за те огромнейшие грехи по разрушению храмов и гонению на православное духовенство, как бы в образе этой девушки сознательно взошла на вражеский эшафот, презирая врагов России. Немцы в течение несколько месяцев дошли до Москвы и Ленинграда, а после величайшего подвига Зои, медленно и верно покатились назад, восвояси. Корреспондент газеты «Правда» Пётр Лидов после освобождения Подмосковья от немецких фашистов, здесь совершенно случайно от старика из деревни Петрищево, узнал о героической гибели неизвестной девушки. Пётр Лидов опросил местных жителей из Петрищево и написал статью «Таня» — этим именем Зоя Космодемьянская назвалась на допросе у фашистов. Статья «Таня» корреспондента Петра Лидова была опубликована в газете «Правда» 27 января 1942 года и вызвала огромнейший резонанс. Её прочитал И. В. Сталин и приказал не брать в плен живыми военнослужащих немецкой части, казнивших Зою Космодемьянскую. Несколько позже в газете «Правда» была опубликована статья, из которой вся страна узнала настоящее имя великой героини Советского народа. Был подписан указ о присвоении Зое Анатольевне Космодемьянской звания Героя Советского Союза, посмертно. Мой папа Коновалов Фёдор Андреевич прошёл с боями от Москвы до Германии. Он мне рассказывал, что величайший подвиг Зои Космодемьянской всю войну вдохновлял бойцов в сражениях с немецкими фашистами. Знали ли скульптор и архитектор в безбожные 1950-е годы, когда устанавливали памятник Зое в городе Тамбове, что это место будет овеяно православной верой, конечно же нет. Ну а сегодня здесь рядом с памятником Зое, действующий храм и возвышается самая высокая колокольня на Тамбовщине, а ведь это знак от Пресвятой Богородицы. На мой взгляд, властям Тамбовщины и народу необходимо ходатайствовать перед руководством Русской Православной Церкви, о признании Зои Космодемьянской святой. И даже может и её брата Александра, также необходимо признать святым. А для этой цели в первую очередь необходимо укрепить на памятник Зое в Тамбове краткую эпитафию с её именем, сейчас данный памятник безымянный. А потом уже для святой Зои необходимо восстановить, воскресить и возродить Кирсановский женский Тихвино-Богородицкий монастырь, потому что Зоя Космодемьянская родилась в селе Осино-Гай, Кирсановского уезда (ныне Гавриловский район), училась и воспитывалась там.
В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны (1941–1945 г. г.), когда практически всё мужское население Привяжлья было призвано в действующую армию. Здесь в благодатной Русайкиной долине, вблизи деревни Дербень, выращивали достаточно хорошие урожаи зерновых; ржи, пшеницы, овса, ячменя и т. д. Все посевные работы и уборку урожая выполняли женщины, старики и подростки. Мои бабушки, Коновалова Матрёна Васильевна и Персиянова Анастасия Ивановна, вручную с помощью кос и серпов жали здесь колосовые и ставили их в снопа. А моя мама Коновалова Таисия Тихоновна свозила эти снопы на быках в крытый ток, где мои дедушки Коновалов Андрей Васильевич и Персиянов Тихон Николаевич вручную цепами молотили эти снопы. Мой дядя Коновалов Павел Андреевич, здесь четырнадцати летним подростком наравне с взрослыми выполнял абсолютно все сельскохозяйственные работы. Крытый ток также находился здесь же в Русайкиной долине, а руководила этим крытым током всю войну моя мама Коновалова Таисия Тихоновна. При этом, на руках у моей мамы была маленькая дочь, моя сестра Тамара.
Мой историко-поэтическийx сборник: «Моя Тамбовская обитель..., Моя Дербенская лоза...» составлен в виде довольно объёмного романа в стихах, с некоторым вкраплением поясняющей прозы. Хотя все представленные здесь стихотворения несут самостоятельную функцию, как по названию, жанру и по построению, всё ж таки я считаю, что это в какой — то мере объёмный поэтический роман с описанием русской деревенской жизни, русской природы, времён года. И, конечно же, это мои воспоминания и современная действительность, где очень часто можно совершенно как бы неожиданно повстречать всё ту же Тамбовскую Русайку.
Сборник
Всего комментариев: 9
Вы можете оставить свой комментарий: