tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

библиографические пособия  методические рекомендации  конференции

Преподобный Сергий Радонежский

ББК 78.34 (2)
П 71
Преподобный Сергий Радонежский — негасимый свет : к 700-летию со дня рождения [Текст] : методические рекомендации / Упр. культуры и арх. дела Тамб. обл., Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина, науч-метод. отд., Тамб. епархия, Отд. религиоз. образования, катехизации и миссионерства Тамб. епархии, Б-ка Тамб. епархии ; сост. : Н. В. Аверьянова, С. В. Булыгина. – Тамбов, 2014. – 42 с.



Составители:
Н. В. Аверьянова, главный библиотекарь научно-методического отдела Тамбовской универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина;
С. В. Булыгина, заведующий библиотекой Тамбовской епархии.

Презентация о жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского предоставлена Розой Хайруловной Лубянкиной, методистом Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии.

Редакторы:
И. С. Мажурова, заведующий научно-методическим отделом Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина;
Е. Н. Галина, референт Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии.

Отв. за выпуск:
Л. Н. Патрина, заместитель директора по научной работе Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина.
Протоиерей Игорь Груданов, заведующий Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии.

Данное пособие содержит методические рекомендации в помощь работе публичным и приходским библиотекам по духовно-нравственному просвещению населения к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Материалы по празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Тамбовской епархии предоставлены Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Тамбовской епархии.

От составителей

В 2014 году на основании Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2011 года № 1197 «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» отмечается юбилей святого, — событие общегосударственного значения, соответствующее масштабу этой личности и её роли в судьбе нашей страны. В соответствии с планом основных мероприятий по подготовке и проведению празднованию 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского будут осуществлены ремонтно-реставрационные работы на объектах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в церквах и храмах. В России, Украине, Беларуси и Казахстане будут установлены памятники преподобному Сергию Радонежскому.

Широко пройдут научные конференции и православные чтения, музыкальные фестивали, творческие конкурсы, краеведческие экспедиции и исторические реконструкции. Планируется издание «Жития и чудес Сергия Радонежского» в двух томах, издание альбомов: «Иконография преподобного Сергия Радонежского», «Лавра Великого Сергия» (история и современность), «Ризница Свято-Троицкой Сергиевой Лавры», «Троицкий собор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» и др. Будет выпущена памятная медаль в честь 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, созданы документальные фильмы, виртуальный музей «Дом живоначальной Троицы».

Издательство Московской Патриархии выпустило в свет настольный Православный церковный календарь на 2014 год. В честь празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского на обложке календаря помещено изображение Успенского собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Этот юбилей отражён во вступительной статье календаря, повествующей о преподобном Сергии и его времени в церковно-историческом аспекте. В 2014 году выйдет в свет энциклопедия, целиком посвящённая преподобному Сергию Радонежскому. Темы обзорных статей: «Киевская митрополия и русские княжества и земли в XIV в.», «Русское монашество в эпоху преподобного Сергия и влияние преподобного на развитие монашеской жизни», «Жизнеописание преподобного Сергия», «Почитание преподобного Сергия, «Троице-Сергиева Лавра: очерк истории и формирования архитектурного комплекса». В издании найдут отражение темы: «Преподобный Сергий в культуре, искусстве и науке», «Источники и историография», «Общецерковные вопросы, связанные с личностью Сергия Радонежского». В энциклопедии будут вспомогательные разделы «Летопись жизни и почитания преподобного Сергия», «Храмы и приделы, освящённые в честь преподобного Сергия» и раздел с описанием «Троицких рукописей» — древних манускриптов из книгохранилища Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Мероприятия, посвящённые празднованию 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского, пройдут и в Тамбовской области. Тамбовская епархия Русской православной церкви разработала План праздничных мероприятий, включающий церковно-общественные, культурно-просветительские, образовательные мероприятия и информационно-издательскую деятельность (Приложение 1). В числе мероприятий пройдёт Конкурс детского творчества «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» в области литературы и изобразительного искусства (Приложение 2).

В течение всего года будут работать тематические выставки в музеях и библиотеках города и области. Предлагаемые методические рекомендации «Преподобный Сергий Радонежский — негасимый свет» направлены на оказание помощи библиотекарям в планировании и подготовке мероприятий, посвящённых преподобному Сергию Радонежскому. Данное пособие с презентацией о жизни преподобного Сергия Радонежского размещены на сайте Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина по адресу: http://www.tambovlib.ru в разделе Методисту → Методические рекомендации, а также на сайте Тамбовской митрополии по адресу: http://www.eparhia-tmb.ru/ в разделе Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства.

Вступительное слово о преподобном Сергии Радонежском

Явление такой личности, как преподобный Сергий Радонежский, было, несомненно, исторически предопределением, на что указывают и исследователи русского Средневековья: «В дни великих бедствий и испытаний, когда решается вопрос — быть или не быть государству, когда народ находится на грани исчезновения, Господь по молитвам и деяниям праведников даёт вождей и светочей духовных, способных сохранить и укрепить уже рассыпающийся корабль гоударства и нации. Преподобный Сергий Радонежский оказался в основе и в центре всей будущей истории государства Российского, и его живое участие действенно до наших дней».

Жизненный путь преподобного Сергия Радонежского выглядит удивительным. Он уединился от общества людей, а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча, но одно его слово на весах победы стоило сотни мечей. Большую часть своей жизни Сергий провёл в основанном им Троицком монастыре. Здесь он прославился как выдающийся подвижник в христианско-монашеском понимании этого слова. Помимо этого, Сергий был известен как один из главных приверженцев «общего жития» — новой для того времени формы монашеской жизни на Руси.

Усилиями игумена Сергия и его сподвижников в стенах Троицкой обители была создана иноческая школа благочестия, ставшая для русского народа символом и началом духовно-нравственного возрождения. Как сказал академик В. О. Ключевский, «ради спасения души монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир». Здесь, в будущей Лавре, обучались монахи-книжники и иконописцы, развивалось ремесленное дело. Отсюда, подобно птицам небесным, разлетелись по Руси ученики преподобного, распространявшие иночество и христианское просвещение по всем русским землям.

XIV столетие считается началом «Золотого века» русского монашества. Со времени преподобного Сергия заметно оживилось стремление к иночеству. Если в разорительный первый век ига возникло около 30 новых монастырей, то с 1340 по 1440 годы из поколения людей, участвовавших в Куликовской битве, а также их ближайших потомков, вышли основатели около 150 новых обителей. В течение двух веков — XIV и XV — прославились преподобные Димитрий Прилуцкий, Кирилл Челмогорский, Стефан Махрищский, Александр Куштский, Стефан Пермский, Пахомий Нерехтский, Дионисий Суздальский, Сергий Нуромский, Кирилл Белозерский, Савватий Соловецкий, Андрей Рублёв. Это далеко не полный список, его можно продолжать, не говоря уже о подвижниках, имена которых нам не известны. При монастырях создавались библиотеки, книгописные и иконописные школы. Таким образом, монастыри играли важную роль в народном просвещении и духовном единении людей.

Основным источником для воссоздания жизненного пути и учения Сергия Радонежского служит его Житие, написанное в 1417–1418 годах учеником преподобного Епифанием Премудрым и переработанное во второй четверти XV века известным агиографом (от греч. «агиос» — святой и «графо» — пишу) Пахомием Логофетом.

О неоценимом вкладе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в становлении как монашеской жизни, так и российской государственности пишет отец Павел Флоренский: «От преподобного Сергия многообразные струи культурной влаги текут как от нового центра объединения, напаивая русский народ и получая в нём своеобразное воплощение. Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу; нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к преподобному. В лице его русский народ сознал себя; своё культурно-историческое место, свою культурную задачу, и только тогда сознав себя, — получил историческое право на самостоятельность».

Преподобный Сергий Радонежский своим житием показал окружающим — жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Говоря о святом Сергии Радонежском, русский историк Г. П. Федотов, вполне справедливо заметил: «Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности».

Если попытаться охарактеризовать наследие преподобного Сергия одним словом, то наиболее подходящими будут синонимы «единение», «собирание»: он объединяет вокруг себя учеников, а затем соединяет всю разрозненную Русь. Святой жил в непростое для Руси время — эпоху монголо-татарского ига. Это был период тяжелейшего разорения русских земель. Татаро-монгольское нашествие оказало губительное влияние на всю жизнь нашего Отечества, в том числе на образование: на протяжении нескольких десятков лет церковные училища, городские публичные школы и монастыри — оплоты просветительской мысли домонгольской Руси — подвергались постоянным разорениям. Такое положение дел не могло не сказаться на духовном состоянии как народа, так и правящей элиты: современники отмечали не только нищету и разорение, но и нравственную немощь людей. Историк В. О. Ключевский так оценивал последствия вражеского нашествия: «Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение». С другой стороны, именно это тяжёлое испытание позволило консолидировать внутреннюю силу народа, прекратить изнурительные, братоубийственные междоусобные войны князей и объединить русские земли. Монгольское иго стало жестокой школой эволюции русской государственности и национального самосознания. По словам историка Л. Н. Гумилёва, «суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах». Защитив на Куликовом поле своё Отечество и Православную веру, наши предки осознали себя единым народом, но путь к этой победе был долгим и мучительно трудным: не одно десятилетие потребовалось для того, чтобы люди, сломленные бесконечными неурядицами, смогли поверить в себя, в свои скрытые силы и подняться на защиту Отечества; нужно было воспитать в воинах мужество, собрать их в одно ополчение, пробудить в народе чувство национального самоопределения, национального подъёма. Этому великому делу духовного становления русской нации и посвятил себя преподобный Сергий Радонежский. Россия на протяжении многих веков оставалась по духу русской и православной — это и есть великое духовное наследие преподобного Сергия Радонежского, имя которого мы воспоминаем в эти дни. Игумен земли Русской противостоял разрушительному духу времени, он был и остаётся тем примером, который вдохновляет и укрепляет нас в ежедневных трудах во имя спасения собственной души и созидания земного Отечества.

Преподобный Сергий Радонежский всегда считал, что жизнь государства должна основываться на трёх факторах: внутреннем единстве, внешней независимости и православной вере — источнике нравственной силы народа. Только при наличии данных факторов складываются предпосылки для развития просвещения, открываются пути к духовному возрождению общества и подготавливается почва к национальному подъёму.

Говоря об исторической роли преподобного Сергия Радонежского, как не вспомнить слова русского историка В. О. Ключевского, сказанные им ещё в 1892 году, но не утратившие актуальности и сегодня: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение, сделавшим возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной». Преподобный Сергий Радонежский является примером жертвенного служения Церкви Христовой и Отечеству. Любовь к Богу, редкое трудолюбие, неустанное стремление к молитве и доброделанию — качества, присущие преподобному, — подобно магниту, притягивали в Троицкую обитель тех, кто, вдохновившись его примером, возгорался желанием следовать за Христом. Светлый образ подвижника вдохновлял наших благочестивых предков на борьбу с внешним врагом и отстаивание идеалов Святой Руси во все времена: в Смутное время, в эпоху Петровских реформ, век дворцовых переворотов, в «просвещённое» XIX столетие, в годы гонений и репрессий. Таким этот образ остаётся и сегодня.

Формы проведения библиотечных мероприятий

В год празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского внимание общества, государства, православной церкви обращено на воспитание у детей, юношества и молодёжи интереса к истории и культуре своего народа, чувства гордости за свой народ, за его прошлое, знакомство с житием великого русского подвижника Сергия Радонежского, воспитание христианских добродетелей на примере подвига русских святых.

При подготовке и проведении мероприятий необходимо прежде всего учитывать возрастные и коммуникативные особенности участников, направленность их познавательных интересов.

Для детей дошкольного возраста рекомендуется проводить чтение книг, просмотр иллюстраций и мультфильмов, постановку сказок. Для младших школьников можно организовать викторины, литературные игры, виртуальные экскурсии, конкурсы рисунков, чтецов, детских работ декоративно-прикладного творчества. Для учащихся среднего школьного возраста, старшеклассников и студенческой молодёжи — литературно-музыкальные композиции, тематические православные беседы с участием духовенства, конкурсы сочинений, стенгазет, исторические и литературные игры, просмотр видеофильмов и презентаций, подготовку рефератов, исследовательскую деятельность, научно-практические конференции.

Перспективным видом деятельности являются заочные (виртуальные) экскурсии, которые помогают развивать воображение, интерес к жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского. Думать, размышлять, сопоставлять разные точки зрения, формулировать и устно излагать своё мнение по тому или иному вопросу помогает организация в библиотеке дискуссии. Данную форму целесообразно проводить со старшеклассниками, которые сами могут формулировать дискуссионную тему, вести фрагменты дискуссии, подбирать видеоматериалы.

На выставках необходимо представить литературу о святом Сергии Радонежском, его учениках и основанной им Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, жития преподобного Сергия Радонежского, художественную литературу, статьи из периодических изданий, репродукции картин и икон с изображением преподобного Сергия Радонежского. Цель выставок — познакомить молодёжь с литературой о преподобном Сергии Радонежском, раскрывающей значение, которое он оказал на развитие русской культуры и истории, на развитие монашества на Руси.

Выставки могут быть организованы с использованием литературы из фондов приходских библиотек. При организации виртуальных выставок необходимо раскрывать наиболее актуальную часть книжного фонда, сфокусировать внимание читателей на самых значимых в настоящий момент публикациях, изданиях редкого фонда, посвящённых преподобному Сергию Радонежскому.

Проводить мероприятия необходимо с использованием современных инновационных форм библиотечной работы. Инновация последних десятилетий — квест-игры. По определению квест — это командная приключенческая интеллектуальная игра, ориентированная на поиск загадочного, неизвестного. Идея и общая логика квеста заключается в преодолении участниками квестового маршрута и одновременном получении новых знаний. Путь маршрута изначально неизвестен, и участникам придётся постепенно открывать его. Для этого надо отгадать загадки и найти в библиотечном пространстве необходимые объекты. Игра улучшает межличностные отношения, так как игровое взаимодействие предусматривает неформальное общение участников и позволяет раскрыть им лучшие личностные качества.

Серию мероприятий, посвящённых преподобному Сергию Радонежскому, можно объединить в рамках Недели православной книги.

При организации библиотечной работы рекомендуем использовать следующие названия мероприятий и высказывания о преподобном Сергии Радонежском.

Названия мероприятий, посвящённых преподобному Сергию Радонежскому:

«Преподобный Сергий Радонежский — печальник Земли Русской»;
«Святой Земли Русской — Сергий Радонежский»;
«Преподобный Сергий Радонежский — „благодатный воспитатель русского народного духа“ (В. Ключевский)»;
«Читаем „Житие преподобного Сергия Радонежского“»;
«Свято-Троицкая Сергиева Лавра и Россия»;
«Значение преподобного Сергия для русского народа и государства»;
«Преподобный Сергий Радонежский — всея Руси чудотворец»;
«Строитель вечного пути России преподобный Сергий Радонежский»;
«Преподобный Сергий Радонежский — игумен земли русской»;
«Пред ликом преподобного Сергия Радонежского»;
«Преподобный Сергий Радонежский — устроитель Руси»;
«Преподобный Сергий Радонежский. Личность и эпоха»;
«О преподобном Сергии Радонежском — вся истинная правда жизни»;
«Преподобный Сергий Радонежский — молитвенник и заступник за Русскую землю»;
«„Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака“: преподобный Сергий Радонежский»;
«„И свеча бы не угасла...“: исторический портрет преподобного Сергия Радонежского»;
«Легенды русских монастырей: преподобный Сергий Радонежский»;
«Путь на Маковец. Читаем жития преподобного Сергия Радонежского»;
«История о великом святом. Сергий Радонежский»;
«Живой свет: преподобный Сергий Радонежский и его значение для русской культуры и просвещения»;
«Заступник Земли Русской»;
«Виртуальная экскурсия в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру»;
«Духовное наследие Руси — преподобный Сергий Радонежский»;
«Жизнь преподобного Сергия Радонежского — пример служения Родине и церкви»;
«Чудеса преподобного Сергия Радонежского».

Высказывания о преподобном Сергии Радонежском:

«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка». (В. О. Ключевский, русский историк).

«Преподобный Сергий своей жизнью поднял упавший дух родного народа, вдохнув в него веру в своё будущее...». (В. О. Ключевский, русский историк).

«Он признанный облик благочестия и простоты, отшельник и учитель, заслуживший высший свет». (Б. К. Зайцев, русский писатель).

«...в нём — Свет, в нём — Вера, в нём и из него — моя Родина!». (Д. М. Балашов, писатель).

Раскрывая фонды библиотек, используя современные формы и методы библиотечного обслуживания, необходимо показать читателям, что изучая историю подвигов и героизма русского народа, читая жизнеописания русских святых, наполненных страданиями и надеждой, печалью и любовью, можно проникнуться высокими чувствами, которые возникают в душе человека, радеющего за своё Отечество.

Книжная выставка «Преподобный Сергий Радонежский. Личность и эпоха»

Выставка православной литературы «Преподобный Сергий Радонежский. Личность и эпоха» отражает литературу из фондов библиотеки Тамбовской епархии и Тамбовской областной универсальной научной библиотеки им. А. С. Пушкина. Внутри разделов все издания располагаются в порядке алфавита авторов и названий. В конце каждого библиографического описания есть пометка о местонахождении книги: БТЕ — библиотека Тамбовской епархии, ТОУНБ — Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина.

Раздел. 1. «О преподобном Сергии Радонежском»

1. Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с 700-летием рождения святого преподобного Сергия Радонежского : [буклет]. – М. : Софрино, [2014]. – [БТЕ].

2. Акафист преподобному отцу нашему Сергию Игумену, Радонежскому чудотворцу. – СПб. : [б. и.], 2001. – [87 с., 19 л. ил.]. – [БТЕ].

3. Служба с акафистом преподобному Сергию Радонежскому. Благословение обители преподобного Сергия. – [Б. м. : б. и.], 1991. – 98 с. – [БТЕ].

4. Борисов, Н. Сергий Радонежский / Н. Борисов. – М. : Молодая гвардия, 2002. – 298 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 836). – [ТОУНБ].

5. Жизнь и житие Сергия Радонежского / сост. В. В. Колесова ; худож. Г. И. Метченко. – М. : Совет. Россия, 1991. – 368 с., ил. – [ТОУНБ].

6. Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея Руси чудотворца / сост. иеромон. С., ныне архим. Никоном. – Репр. воспр. 5-го изд., испр. и доп. – М. : Совет. писатель, 1991. – 264 с. – [БТЕ].

7. Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца / Трифонов Печенег. монастырь. – М. : Ковчег, 2002. – 431 с., 1 л. ил. – [БТЕ].

8. Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца, написанное премудрейшим Епифанием / Св.-Троиц. Сергиева Лавра. – Сергиев Посад, 2012. – 207 с. : ил. – [БТЕ].

9. Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным / Церков. – науч. центр «Православ. энцикл.» – М. : Изд-во Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 1997. – 287 с. : ил. – [БТЕ].

10. Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. – Киев : [б. и.], 2006. – 256 с. – [БТЕ].

11. Житие и чудеса преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. – М. : Оранта, 2009. &Ndash; 256 с. – [БТЕ].

11. Житие преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца / в ил. худ. Татьяны и Василия Макашовых. – [М.] : Интербук-бизнес, 2000. – 127 с. : ил. – [БТЕ].

12. Знамя преподобного Сергия Радонежского : сб. / Сост. Б. А. Данилов, Ю. М. Ключников. – Новосибирск : Сибирь. ХХI век, 1991. – 208 с. – (Библиотека духовной литературы). – [ТОУНБ].

13. Крупин, В. Н. Русские святые / В. Н. Крупин. – М. : ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2003. – 320 с. – (Великие русские). – [ТОУНБ].

14. Опрышко, Н. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, Чудотворец / Н. Опрышко // Опрышко, Н. Православные святые : почитание и прославление / Н. Опрышко. – М., 2002. – С. 205–214 : ил. – [БТЕ].

15. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, Чудотворец (25 сентября 1391) // Жития святых, в земле Российской просиявших. – СПб., 2001. – С. 192–197. – [БТЕ].

16. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, Чудотворец (25 сентября 1391) // Жития святых земли Российской : летопись истории Отечества X–XX вв. – СПб. ; Приозерск, 2004. – С. 215–221. – [БТЕ].

17. Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее // Покров. – 2014. – Спец. вып. – С. 3–78 : ил. – [БТЕ].

18. Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец (1392) // Русские святые. 1000 лет русской святости / жития собрала монахиня Таисия (Татиана Георгиевна Карцева). – СПб., 2000. – С. 576–586 : ил. – [БТЕ].

19. Преподобный Сергий Радонежский : житие, подвиги. – Минск : Лучи Софии, 2001. – 255 с. : ил. – [БТЕ].

20. Преподобный Сергий Радонежский : к 600-летию со времени преставления преп. Сергия, игумена Радонеж. и всея России Чудотворца / авт.-сост. и фотохуд. Виктор Корнюшин. – М. : Родина, 1992. – 320 с. : фот. – [БТЕ].

21. Преподобный Сергий Радонежский / сост. архим. Никон. – М. : Вече : Провинция, 2011. – 127 с. – [БТЕ].

22. Просвирнин, А. В похвалу Преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу / свящ. А. Просвирнин // Богослов. тр. – М., 1973. – Сб. 11. – С. 210–215. – [БТЕ].

23. Святой преподобный Сергий Радонежский. – СПб. : Сатисъ, 2005. – 268 с. – [БТЕ].

24. Святому преподобному Сергию Радонежскому, всея России чудотворцу // Святые, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в других нуждах : какому святому и в каких случаях надо молиться. – М., 2011. – С. 330–334. – [БТЕ].

25. Сергий Радонежский. – М. : Патриот, 1991. – 539 с., 16 л. фот. – [БТЕ].

26. Сергий Радонежский, игумен, всея России чудотворец (1392) // Жития русских святых : месяцеслов. – М., 2002. &Ndash; С. 211–217 : фот. – [БТЕ].

27. Сергий, Радонежский чудотворец, преподобный // Святые угодники Божие, целители душ и телес наших : какому святому и в каких случаях надо молиться. – М., 2002. – С. 416–422. – [БТЕ].

28. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси (Х–ХVII ст.) / Г. П. Федотов. – 4-е изд. – PARIS : YMCA-PRESS. – 1989. – 244 с. – [ТОУНБ].

Раздел 2. «Издания для детей»

29. Зайцев, Б. К. Преподобный Сергий Радонежский : духов проза / Б. К. Зайцев ; худож. П. Григорьев. – М. : Дет. лит., 2009. – 317 с. : ил. – (Школьная библиотека). – [ТОУНБ].

30. Перехвальская, Е. Преподобный Сергий Радонежский / Е. Перехвальская // Рассказы о православных святых. – СПб., 2003. – С. 321–337 : ил. – [БТЕ].

31. Преподобный Сергий / сост. Е. В. Тростникова. – М. : Изд. Совет Рус. Православ. Церкви, 2005. – 135 с. – (Наши святые заступники). – [БТЕ].

32. Преподобный Сергий Радонежский / Храм Архистратига Михаила (Патриаршее подворье) в Тропареве. – М. : Круг чтения, 2004. – 80 с. : ил. – [БТЕ].

Раздел 3. «О Свято-Троицкой Сергиевой Лавре»

33. Голубцов, С. Троице-Сергиева Лавра за последние сто лет / Протодиакон Сергей Голубцов. – М. : Изд-во Православ. братства Споручницы грешных, 1998. – 223 с. : ил. – [БТЕ].

34. Горский, А. В. Историческое описание Свято-Троицкия Сергиевы Лавры / А. В. Горский. – Репр. изд. – Сергиев Посад, 1996. – 166 с. : ил. – [БТЕ].

35. К 650-летию со времени основания Троице-Сергиевой Лавры // Богослов. тр. – М., 1989. – Сб. 29. – С. 182–279. – [БТЕ].

36. Пыльнева, Г. В. В Лавре преподобного Сергия : из дневника (1946–1996) / Г. В. Пыльнева. – М. : Изд-во Моск. подворья Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 2006. – 383 с. : ил., 6 л. фот. – [БТЕ].

37. Тихон (Агриков). У Троицы окрыленные : воспоминания / архим. Тихон (Агриков). – Сергиев Посад : Изд-во Св.-Троиц. Сергиевой Лавры, 2012. – 719 с. : ил., 12 л. фот. – [БТЕ].

38. Троице-Сергиева Лавра. – М. : Изд-во Моск. Патриархии, 1985. – 263 с. : ил. – [БТЕ].

39. Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России : материалы IV междунар. конф., 29 сент. – 1 окт. 2004 г. – М. : Индрик, 2007. – 427 с. : ил. – [БТЕ].

В православном журнале «Приход» в статье "Отечеству нашему пресветлый светильниче (к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского) (автор Светлана Васильевна Андрюшина, зав. Православной библиотекой храма Преображения Господня в Богородском (г. Москва) размещён библиографический список художественной и научно-популярной литературы о преподобном Сергии Радонежском.

Историческая слайд-программа
«Святой земли Русской — преподобный Сергий Радонежский»

Проведение данного мероприятия рекомендуется сопровождать показом презентационных слайдов.

Библиотекарь 1: В 2011 году Президент России подписал Указ «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского», который отмечается в 2014 году. В преддверии юбилея многие задаются вопросом, чем же замечателен преподобный Сергий, что заставляет современников, обращаться к далёкому ХIV в., пристально вглядываясь в события и лица?

Библиотекарь 2: Преподобный Сергий, будущий игумен Земли Русской, в крещении — Варфоломей, как сказано в древнем Предании ученика преподобного Сергия, первого его жизнеописателя, Епифания, родился 3 (16) мая 1314 года, у благочестивых родителей — ростовского боярина Кирилла и жены его Марии, в сельце Варницы (близ Ростова). То, что родится необыкновенный ребёнок, его матери было дано знать ещё до рождения. Во время церковной службы, когда мать носила мальчика ещё под сердцем, он трижды вскрикнул, да так громко, что слышали все молящиеся. А после рождения сразу же явилось другое чудо — младенец отказывался пить молочко из материнской груди в постные дни, в среду и пятницу.

Библиотекарь 1: Варфоломей рос послушным и ласковым ребёнком. Лишь одно не давалось ему — обучение грамоте. На знаменитой картине Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) художник отразил знаменательный для будущего преподобного момент — встречу со схимником, который, помолившись за отрока, благословил его и передал кусочек освящённой просфоры, сказав при этом, что тот больше не будет испытывать затруднений в обучении. Старец пророчески предсказал родителям о сыне, что он будет велик пред Богом и людьми, станет избранной обителью Святой Троицы и многих приведёт вслед за собой к уразумению и исполнению Божественных заповедей. С тех самых пор Варфоломей без труда читал и понимал содержание книг.

Библиотекарь 2: Совсем ещё в юном возрасте Варфоломей рассказал родителям о своём желании посвятить себя Господу, уйти в монастырь. Родители, любящие его, просили об одном: «Мы уже немолоды, становимся немощными, нам тяжело жить без сыновней помощи. Подожди нашей кончины и тогда иди». Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. Недалеко от Радонежа был Хотьковский Покровский монастырь. Там родители Варфоломея приняли ангельский образ и скончались.

Библиотекарь 1: Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился в лес (в 12 верстах от Радонежа), где они сначала поставили келию, а потом небольшую церковь. Это было в 1340 году. Этот год можно считать годом основания Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По благословению святителя Феогноста, первый храм будущей обители был освящён во Имя Пресвятой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него 7 (20) октября постриг под именем Сергия.

Библиотекарь 2: Претерпевая трудности пустынной жизни милующее сердце Сергия было преисполнено Божественной благодати и любви ко всякому созданию Божию. Силу любви святого чувствовали даже дикие звери: к пустыннику приходил медведь, с которым он делился своей скудной пищей, иногда последним куском хлеба. Несмотря на то, что монах Сергий вёл отшельническую жизнь, слух о нём и церкви среди лесов, распространялся по округе. К нему потянулись иноки, искавшие уединения, особого монашеского подвига и руководства в нём. На первых порах инокам приходилось претерпевать большие лишения: и нехватку пищи, и недостаток воды, и великие труды по строительству монастыря. В самые же сложные моменты преподобный Сергий своим примером поднимал дух монашеской братии. Не было воды, он шёл по воду, не хватало рабочих рук, Сергий брался за топор и принимался за постройку, пропадала вода, он, одному ему ведомыми путями, шёл по лесу и находил источник. «Люты скорби, но сладок рай, тяжелы труды, но велика награда», — так преподобный Сергий утешал братию, собравшуюся вокруг храма Живоначальной Троицы на Маковце.

Библиотекарь 1: За свою равноангельную жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесных видений. Однажды, совершая молитвенное правило, он вдруг услышал голос, который звал его. Преподобный открыл оконце своей кельи и увидел необыкновенный, чудный свет с неба. «Сергий! Ты молишься Богу о чадах твоих, Господь принял молитву твою», — раздался таинственный голос. При этом преподобный видел множество прекрасных, невиданных птиц, сидящих в монастыре и около него. «Сколько видишь ты этих птиц, так умножится и число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим», — продолжал голос.

Библиотекарь 2: Ещё при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Когда иноки начали роптать на то, что рядом нет воды, преподобный, взяв одного из них, спустился вниз из обители и, найдя небольшую лужу дождевой воды, встав на колени, молился: «Господи, Господи Боже наш, услыши нас грешных в час сей и яви чудо». И услышал Господь молитву Своего угодника и явил чудо. Забил, заискрился ручей. Впоследствии многие, кто пил воду из источника получали исцеление. А однажды, когда преподобный Сергий совершал Божественную литургию, ученик его Симеон увидел, что по святому престолу носится огонь, озаряя алтарь и окружая служащего преподобного Сергия, так, что он был объят пламенем с головы до ног. А когда преподобный приступил к принятию Христовых Тайн, огонь, свившись, погрузился в Святую Чашу, из которой и причастился святой Сергий. Это была благодать Святого Духа. Ещё одно чудо произошло с ребёнком. Один человек принёс ему своего умирающего сына, и, пока просил преподобного Сергия помолиться за него, ребёнок умер. Отец впал в отчаяние и ушёл, чтобы приготовить гробик. А когда вернулся, то ребёнок его оказался жив.

Библиотекарь 1: Кульминационным моментом в истории Руси ХIV века стала Куликовская битва, сделавшая решительный шаг к освобождению Московского государства от владычества Золотой Орды. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришёл в обитель преподобного Сергия получить благословение на предстоявшее сражение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Пророчество преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига.

Библиотекарь 2: Накануне Куликовской битвы великий князь Димитрий Иоаннович получил от игумена Сергия грамоту, в которой, по словам Епифания Премудрого, было сказано, чтобы князь безо всякого сомнения начинал битву, «чтоб еси, господине, таки пошёл, а поможет ти Бог и святая Богородица». И пока продолжалось сражение, в монастыре Живоначальной Троицы братия во главе со своим игуменом молилась о победе русского оружия. Он своими духовными очами прозревал ход битвы и называл имена тех, кто погиб в данную минуту.

Библиотекарь 1: Разгромив хана Мамая, обескровленное, уменьшенное войско князя Димитрия на пути в Москву вновь посетило Троицкий монастырь. Здесь был отслужен благодарственный молебен и совершена панихида по погибшим воинам. Это была суббота и день памяти великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя Московского князя, при жизни также бывшего воином. Преподобный Сергий установил обычай молиться в Димитриевскую субботу об убиенных на поле Куликовом. Этот обычай соблюдается и поныне. Но теперь молятся не только о героях Куликовской битвы, а и о воинах, душу свою за Отечество положивших на поле брани во всех минувших войнах. 1(14) ноября 1380 г. Великий князь Димитрий Донской собрал в Москве общерусский княжеский съезд, на котором, по словам летописца, была установлена «велия любовь». Так была достигнута главная цель, поставленная преподобным Сергием и Великим князем Димитрием Донским, «собирание» единой Руси вокруг Москвы.

Библиотекарь 2: Свой дипломатический талант Сергий применил и при примирении рязанского князя Олега с великим князем Димитрием Донским в 1385 году. Вот как описывает этот эпизод историк С. М. Соловьёв: «Димитрий стал хлопотать о мире, отправил к рязанскому князю послов, но никто не мог умолить Олега; наконец по просьбе великого князя отправился в Рязань троицкий игумен, св. Сергий. Летописец говорит, что этот чудный старец тихими и кроткими речами много беседовал с Олегом о душевной пользе, о мире и любви; князь Олег переменил свирепость свою на кротость, утих и умилился душою, устыдясь такого святого мужа, и заключил с московским князем вечный мир. Этот мир был скреплён даже семейным союзом: сын Олега женился на дочери Димитрия».

Библиотекарь 2: В конце своей жизни преподобный Сергий удостоился посещения Самой Пресвятой Богородицы. Это произошло Рождественским постом, примерно в 1379–1384 году. Преподобный Сергий, как обычно, пел в кельи акафист Божией Матери и молил Царицу Небесную об обители. После сел отдохнуть. Вдруг он сказал келейнику Михею: «Ободрись. Сейчас будет чудесное», — и услышал Михей голос: «Пречистая грядёт». В ослепительном свете перед ним явилась Богоматерь с апостолами Петром и Иоанном. Святой Сергий пал на землю, но Богоматерь ободрила его и сказала, что всегда будет Заступницей обители, его молитвы до Неё дошли, и удалилась. Михей же оставался лежать, закрыв глаза одеждой.

Библиотекарь 1: За полгода до своей кончины преподобный Сергий собрал братию, сказав: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную, смирением украшайте себя, единомыслие друг с другом храните», — благословил игумена Никона стать своим преемником, а сам ушёл в безмолвие. В день же кончины, 25 сентября (8 октября) 1392 года, преподобный причастился Святых Христовых Таин и впервые после обета молчания произнёс: «В руце Твои предаю дух мой, Господи», — и умер, как уснул. И, как отметил его жизнеописатель Епифаний Премудрый, лицо Преподобного просияло неведомым нам светом и благоухание дивных райских цветов разлилось по келье и обители. Во время преставления лицо Преподобного Сергия просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи святого Сергия были открыты совершенно нетленными (целыми), и даже одежда не предалась тлению.

Библиотекарь 2: А столь великое внимание, уделяемое преподобным Сергием Радонежским идее Святой Троицы, нашло своё выражение в иконописных трудах Андрея Рублёва. Андрей Рублёв написал икону «Троица» около 1411 г. по заказу Троицкой обители, возможно, для первой деревянной часовни, построенной над могилой Сергия Радонежского.

Библиотекарь 1: Творя память преподобному Сергию, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведённые в нём траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его. К этому стоит также добавить мысль священномученика Павла (Флоренского) о том, что Дом Живоначальной Троицы в народном сознании всегда являлся и является поныне сердцем России, а строитель этого Дома, преподобный Сергий Радонежский, осознаётся народом как Ангел-хранитель России. Поэтому до сих пор и не зарастает тропа в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. И идут к преподобному Сергию на поклонение и верующие, и колеблющиеся, и сомневающиеся, чтобы рассказать о своих нуждах, попросить помощи у великого русского святого и научиться от него жить по совести. И преклоняя колена пред ракою святого, молят его: «Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовём ти: Радуйся, Сергие богомудре!»

«Викторина „Великий подвижник всея Руси“»

1. Как звали родителей преподобного Сергия? (Кирилл и Мария).

2. Какое имя получил мальчик при крещении? (Варфоломей).

3. Какое чудо произошло с преподобным Сергием ещё до рождения? (Во время церковной службы, когда мать носила мальчика ещё под сердцем, он трижды прокричал, да так громко, что слышали все молящиеся).

4. Как учился мальчик? (Прилежно, но трудно давалась грамота).

5. Кого встретил мальчик? (Святого старца).

6. О чём мальчик попросил старца? (Что он хочет знать грамоту).

7. Откуда переехал отец мальчика? (Из Ростова).

8. Куда переехал отец мальчика? (В Радонеж).

9. О чём просил юноша своих родителей? (Позволить ему стать монахом).

10. О чём попросили родители юношу? (Подождать, пока они умрут, чтобы уйти в монастырь).

11. Какова цель жизни Варфоломея? Для чего он ушёл в пустынь? (Трудиться для людей во славу Божью).

12. Почему стал монахом? (Монашеский постриг — важнейшее событие в духовной жизни Сергия Радонежского, он посвятил себя служению Богу и людям).

13. Какие испытания и трудности ему пришлось пройти? (Много трудился, в лёгкой одежде переносил холода, питался очень скудно).

14. Почему к нему шли люди? Чего от него ждали? (Хотели стать лучше, чище, ждали помощи, совета, доброго слова, исцеления).

15. Какие черты характера свойственны преподобному Сергию? (Глубокая вера, скромность, трудолюбие, любовь к людям, к родной земле).

16. В чём Господь помогал преподобному Сергию Радонежскому? Какие чудеса он мог творить? (По его молитве пробился источник, прокажённые очищались, слепые прозревали, пришедшие к нему обретали телесное здоровье и душевную пользу, он воскресил умершего ребёнка).

17. Кто из князей приезжал к преподобному Сергию за советом и благословением? (Князь Димитрий).

18. На какую битву благословил преподобный Сергий князя Димитрия Донского? (На Куликовскую битву).

19. Как называется храм, где покоятся мощи преподобного Сергия? (Троицкий собор).

20.Кто из учеников преподобного Сергия написал икону «Троица»? (Андрей Рублёв).

Материал для беседы о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре
«Храм над мирской суетой»

Уже сотни лет в самом сердце России, на горе Маковец, возвышается монастырь, Божия обитель, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, основанная в 1340 году как уединенная пустынь сыновьями ростовского боярина Кирилла Варфоломеем и Стефаном. Именно отсюда слышались призывы к защите Родины, и именно отсюда православные воины получили благословение Божие на борьбу с захватчиками.

Почти целый век лавра была деревянной. Первое каменное здание относится к XV веку, когда в обители был игуменом Дионисий — ученик и преемник святого Сергия. Прокладывая рвы под основание строящейся церкви, монахи нашли гроб с телом основателя монастыря. Так 5 июля 1422 года произошло великое событие обретение мощей Сергия Радонежского, всея России чудотворца. Как вечная усыпальница для драгоценных мощей, был воздвигнут Троицкий собор. Почти полвека спустя псковскими мастерами напротив Троицкого собора была возведена вторая каменная церковь во имя Троицы, ныне церковь Святого Духа (1476 г.).

Главной духовной заботой преподобного Сергия было утверждение мира и братолюбия между соотечественниками. Не случайно храм и монастырь он основал в честь Святой Троицы. Святой пламенно желал, чтобы русские люди, «взирая на Пресвятую Троицу, препобеждали ненавистную рознь мира сего». Свято-Троицкий монастырь стал одним из главных центров русской православной средневековой культуры. Игумен Троицкой обители Сергий уделил много внимания составлению хорошей библиотеки, при этом книги не только переписывались в самом монастыре, но и покупались. Своими неустанными духовными трудами, подвижничеством преподобный Сергий взрастил немало учеников, которые расходясь по Руси, создавали новые монастыри.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра неколебимо стояла посреди всех жесточайших бедствий и испытаний, выпавших на долю России, лишь укрепляясь и расцветая в веках. Преподобный Сергий указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козьме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению преподобного игумена Дионисия повторили священный ратный подвиг сергиевых учеников Александра Пересвета и Родиона Ослябю в битве на Куликовом поле. Полтора года — с 23 сентября 1608 года по 12 января 1610 года — осаждали поляки обитель Живоначальной Троицы, желая разграбить и разрушить этот священный оплот православия. Но, заступлением Пречистой Богородицы и молитвами преподобного Сергия, «со многим стыдом» бежали наконец от стен монастыря, гонимые Божиим гневом. В 1812 году французы вторглись в Россию, захватили Дмитров и Богородск и находились в 40 верстах от лавры. В день Покрова Божией Матери в лавре совершено было молебное пение от избавления обители и русской земли от захватчиков. В этот день французы бежали из Дмитрова и Богородска, а через неделю потерпели сокрушительное поражение под Тарутином и Полоцком, что явилось началом истребления войск Наполеона.

В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 года в её ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия. В настоящее время Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. А пятое июля (18 июля н.ст.), день обретения мощей святого аввы Сергия, игумена Русской земли — самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители. За столетия на территории Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В 2000 году установлен бронзовый памятник преподобному Сергию Радонежскому. Сергий изображен в монашеском одеянии с благословляющим перстом, а в левой руке держит свиток с оставленными им заветами монашеского жития. Автор монумента — скульптор Валентин Чухаркин.

Список использованной литературы

1. Указ Президента РФ от 14.09.2011 № 1197 «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» // Собр. законодательства. – 2011. – № 38. – С. 11879.
2. Андрюшина, С. В. Отечеству нашему пресветлый светильниче (к 700-летию со дня рождения прп. Сергия Радонежского) / С. В. Андрюшина // Приход. – 2013. – № 5. – С. 33–48.
3. Борисов, Н. Сергий Радонежский / Н. Борисов. – М. : Молодая гвардия, 2002. – 298 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр. ; вып. 836).
4. Валентин (Гуревич). К 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского. Игумен земли Русской / Духовник Донской обители иеросхимон. Валентин (Гуревич) // Покров. – 2014. – Спец. вып. – С. 5–17.
5. Знамя преподобного Сергия Радонежского : сборник / сост. Б. А. Данилов, Ю. М. Ключников. – Новосибирск : Сибирь. ХХI век, 1991. – 208 с. – (Библиотека духовной литературы).
6. Сойкин, И. На Родине Преподобного / Игорь Сойкин // Покров . – 2014. – Спец. вып. – С. 33–39.
7. Щербакова, А. Сергий Радонежский — игумен земли русской / А. Щербакова // Библиополе — 2011.  № 9. – С. 64–67.

Интернет-ресурсы

1. Международные Рождественские образовательные чтения [Электронный ресурс] : офиц. сайт. Междунар. Рождеств. образоват. чтений. – Электрон. данные. – М., 2013- . – Режим доступа : http://mroc.pravobraz.ru/, свободный. – Загл. с экрана. – Просм. 01.02.2014.
2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра [Электронный ресурс] : офиц. сайт. – Электрон. данные. – Сергиев Посад, 2000 . – Режим доступа : http://www.stsl.ru, свободный. – Загл. с экрана.  Просм. 01.02.2014.

Приложение 1

План праздничных мероприятий Тамбовской епархии Тамбовской митрополии, посвящённых 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского

№ п/п Наименование мероприятия Организаторы Место проведения Дата проведения
Церковно-общественные мероприятия
1. Проведение епархиального крестного хода Тамбовская епархия г. Тамбов Соборная площадь 3 мая 2014 г.
2. Проведение праздничных богослужений и крестных ходов в благочиниях и приходах Тамбовской епархии Тамбовская епархия Тамбовская епархия 3 мая 2014 г.
3. Конференция «Современное значение духовного подвига преподобного Сергия Радонежского в созидании единства нации» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области, ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей» ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей» (ул. Державинская, д. 3) Апрель 2014 г.
4. Установка и освящение Поклонных Крестов на местах разрушенных храмов Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области 30 территорий Тамбовской области По отдельному графику 2014 г.
5. Создание благочиннических культурно-просветительских центров Тамбовская епархия На приходах Тамбовской епархии В течение года
6. Проведение на базе Регионального центра доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина книжных виртуальных выставок: «Выдающийся сын земли русской преп. Сергий Радонежский» Тамбовская епархия, Региональный центр доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина Региональный центр доступа к информационным ресурсам Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина (г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 17) 2014 г.
7. Серия книжных и музейных выставок, посвящённых 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Тамбовская епархия, библиотеки, музеи, учебные заведения сферы культуры и образования Библиотеки, музеи, учебные заведения сферы культуры и образования Тамбовской области Январь–декабрь 2014 г.
8. Уроки православной культуры по теме: «Сергий Радонежский — Игумен Земли Русской» Библиотеки, учебные заведения Библиотеки, учебные заведения культуры Тамбовской области Май 2014 г.
9. Проведение тематических вечеров и выставок, посвящённых юбилею преп. Сергия Радонежского в библиотеках и воскресных школах Тамбовской епархии Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области Воскресные школы Тамбовской епархии 2013–2014 учебный год
10. День православной книги Тамбовская епархия Приходы и воскресные школы Тамбовской епархии Март 2014 г.
11. Цикл мероприятий «Жизнь и служение преподобного Сергия Радонежского» для учащихся Тамбовской области в виртуальном филиале Русского музея Тамбовская епархия, Управление культуры и архивного дела Тамбовской области, Управление образования и науки Тамбовской области, ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей» ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей» (ул. Державинская, д. 3) Январь–декабрь 2014 года
12. Областной семинар «Преподобный Сергий Радонежский и духовное просвещение русского народа» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области, Управление культуры и архивного дела Тамбовской области ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей» (ул. Державинская, д. 3) Апрель
13. Фестиваль духовной музыки «Мамонтова пустынь» Тамбовская епархия, Управление культуры и архивного дела Тамбовской области Никольский Мамонтовский женский монастырь (Тамбовская область, Сосновский район, с. Мамонтово) Май 2014 г.
14. Обучающий семинар «Информационно-методическое и организационное обеспечение деятельности приходских библиотек» Тамбовская епархия, Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А. С. Пушкина Тамбовская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина (г. Тамбов, ул. Интернациональная, д. 17) Апрель 2014 г.
15. Областной конкурс детских творческих работ и областная выставка учащихся художественных школ и мастеров декоративно-прикладного искусства «Под покровом Святой Троицы» Управление культуры и архивного дела Тамбовской области, учебные заведения культуры, Тамбовская областная картинная галерея ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей» (г. Тамбов, ул. Державинская, д. 3) Январь–май 2014 год
16. Серия книжных и музейных выставок, посвящённых 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Тамбовская епархия, Управление культуры и архивного дела Тамбовской области Библиотеки, музеи, учебные заведения культуры Тамбовской области Январь–декабрь 2014 года
17. Славянский фестиваль учреждений начального и среднего профессионального образования Тамбовской области посвящённый Дню славянской письменности и культуры «Нерушима и священна Святорусская земля» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области, Управление культуры и архивного дела Тамбовской области Социокультурный комплекс (Тамбовская область, Тамбовский район, с. Тулиновка) Май 2014 г.
18. IX «Оптинский форум в Тамбове», посвящённый 700—летию пр. Сергия Радонежского Тамбовская епархия ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей» (г. Тамбов, ул. Державинская, д. 3) Май 2014 г.
19. X Форум журналистов средств массовой информации и духовенства Тамбовского края Тамбовская епархия Тамбовское епархиальное управление (г. Тамбов, ул. А. Бебеля/Набережная д. 80/2) Июнь 2014 г.
20. Региональный фестиваль народных ремёсел «Тамбовские узоры» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Тамбов, ул. Рахманинова, д. 3б) Октябрь 2014 г.
21. Областной заочный конкурс творческих работ «Подвиг души и духа» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области ТОИПКРО (г. Тамбов, ул. Советская, д. 108) Май 2014 г.
22. Епархиальный этап X Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства (г. Тамбов, ул. А. Бебеля/Набережная д. 80/2) Сентябрь 2014 г.
23. Конкурс исследовательских работ педагогов и обучающихся общеобразовательных учреждений Тамбовской области «Светочи земли Тамбовской» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области ТОГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества» (г. Тамбов, ул. Рахманинова, д. 3б) Ноябрь 2014 г.
24. Смотр — конкурс изделий декоративно — прикладной направленности «Православная культура Тамбовского края» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области ТОГБОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества" (г. Тамбов, ул. Рахманинова, д. 3б) Ноябрь 2014 г.
25. Смотр — конкурс образовательной и творческой деятельности воскресных школ Тамбовской епархии Тамбовская епархия Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства (г. Тамбов, ул. А. Бебеля/Набережная д. 80/2) 2014 г.
26. XVIII Питиримовские духовно-образовательные чтения: «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее», «Святитель Питирим и духовное наследие Тамбовского края» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области, Управление культуры и архивного дела Тамбовской области ТОГБУК «Тамбовский областной краеведческий музей» (г. Тамбов, ул. Державинская, д. 3) Декабрь 2013 г.
27. IV Юношеские духовно-образовательные Питиримовские чтения Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области Тамбовская духовная семинария (г. Тамбов, ул. Горького, д. 3) Декабрь 2013 г.
28. II Детские духовно-образовательные Питиримовские чтения Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области Тамбовская духовная семинария (г. Тамбов, ул. Горького, д. 3) Декабрь 2013 г.
29. Реализация проектов Тамбовского регионального общественного фонда «Возрождение православных святынь» Тамбовская епархия, Администрация Тамбовской области Социокультурный комплекс (Тамбовская область, Тамбовский район, с. Тулиновка) 2014 г.
Культурно-просветительские мероприятия
30. Общешкольные и приходские конференции на темы: «Православное и историко-культурное наследие России» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области Общеобразовательные учреждения Тамбовской области Воскресные школы Тамбовской епархии 2013–2014 учебный год
31. Книжные выставки в приходских библиотеках для детей и педагогов общеобразовательных школ, посвящённые 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области Приходские библиотеки Тамбовской епархии В течение года
32. Просветительские беседы о преподобном Сергии Радонежском в рамках Недели православной культуры и Дня православной книги Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области Общеобразовательные учреждения Тамбовской области Март–апрель 2014&Ndash;г.
33. Заседание областного родительского клуба, муниципальных и школьных родительских клубов на тему «Духовные основы русской культуры» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области Сентябрь, февраль 2014–г.
Образовательные мероприятия
34. Проведение священниками Тамбовской епархии бесед в образовательных учреждениях Тамбовской области на темы: «Рождение Руси Святой» В течение года Общеобразовательные учреждения Тамбовской области В течение года
35. Проведение единого классного часа в общеобразовательных учреждениях Тамбовской области на тему: «Игумен земли Русской преподобный Сергий Радонежский» Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области Общеобразовательные учреждения Тамбовской области 3 сентября 2013 г.
36. Единый образовательный час «Православие и историко-культурное наследие России» для учащихся общеобразовательных учреждений области, организованный педагогами предмета «Основы православной культуры» учебного курса ОРКСЭ Тамбовская епархия, Управление образования и науки Тамбовской области Общеобразовательные учреждения Тамбовской области 2013–2014 учебный год
Информационно-издательская деятельность
37. Распространение Тамбовской общественно-церковной газеты «Колокольный звон» со статьями, посвящёнными юбилейной дате Тамбовская епархия Тамбовская епархия В течение года
38. Выставки православной литературы, посвящённые 700-летию со дня рождения преп. Сергию Радонежскому на приходах, в воскресных школах и культурно-просветительских центрах Тамбовской епархии Тамбовская епархия На приходах и в приходских библиотеках Тамбовской епархии В течение года
39. Духовно-просветительские передачи по местным каналам ТВ и радио, посвящённые юбилейной дате Тамбовская епархия Теле и радиокомпании Тамбовской области В течение года
40. Тематические выпуски духовно-образовательной телепрограммы «Ступени» на телеканале «Новый век» Тамбовской области Тамбовская епархия Телеканал «Новый век» Тамбовской области В течение года
41. Издание путеводителя «Тамбовский паломник» Тамбовская епархия, Управление туризма и спорта Тамбовской области Управление туризма и спорта Тамбовской области 2013–2014 гг.

Приложение 2

Положение о конкурсе детского творчества «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского»

Конкурс детского творчества (далее по тексту — «Конкурс») проводится по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

1. Учредители и Организаторы

1.1. Учредитель Конкурса — Московская Патриархия.

1.2. Организаторы Конкурса — Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и местная религиозная организация Донской Православный Центр «София» г. Ростов-на-Дону.

2. Цели и задачи

Конкурс детского творчества направлен на:

  • духовное просвещение, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения;
  • приобщение молодёжи к православной культуре и мировой культуре в целом;
  • выявление и раскрытие молодых талантов;
  • создание среды для творческого общения детей и юношества.

3. Условия проведения Конкурса

3.1. Конкурс детского творчества проводится в области литературы и изобразительного искусства.

3.2. Все права на работы, присланные на Конкурс, принадлежат Синодальному отделу религиозного образования и катехизации.

3.3. В Конкурсе могут принимать участие учащиеся общеобразовательных (средних), средне-специальных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, воскресных школ, воспитанники дошкольных и других детских учреждений России и стран зарубежья.

3.4. Конкурс изобразительного искусства проводится в трёх возрастных категориях:
первая группа до 8 лет;
вторая группа 9–12 лет;
третья группа 13–17 лет.

3.4.1 Конкурс литературного искусства проводится в двух возрастных категориях:
первая группа 8–12 лет;
вторая группа 13–17 лет;

3.5. Темы, номинации Конкурса и количество призовых мест в каждой номинации утверждаются Синодальным отделом религиозного образования и катехизации и публикуются на его официальном сайте pravobraz.ru.

3.6. Работы не рецензируются и не возвращаются.

4. Требования к конкурсным работам

4.1. Художественные работы, присылаемые на Конкурс, должны соответствовать следующим требованиям:

  • работы выполняются в графической (карандашом) или живописной (акварелью, гуашью, пастелью, маслом, тушью) технике;
  • размер работ составляет не менее 30×40 см и не более 50×70 см;
  • работы имеют поля шириной не менее 0,5 см;
  • работы не оформляются паспарту или рамами;
  • на оборотной стороне работы обязательно указываются: фамилия, имя, возраст автора, телефон для связи с родителями или официальными представителями автора (с указанием кода страны и населённого пункта), название рисунка, а также фамилия, имя, отчество педагога, полное наименование учебного заведения, его адрес.

4.2. Литературные работы, присылаемые на Конкурс, должны соответствовать следующим требованиям:

  • стихотворение, сочинение или сказка должно соответствовать тематике Конкурса и повествовать о преп. Сергии Радонежском (житие, чудеса, откровения, покровительство преп. Сергия Радонежского в наши дни и т. д.);
  • работа должна быть выполнена в том году, в котором проводится Конкурс или возраст написания произведения и возраст участника на момент награждения должны соответствовать, строго укладываться в рамки номинации, в которой представлена работа;
  • количество произведений, представленных на Конкурс одним ребёнком, не может превышать 3-х произведений;
  • работы принимаются в электронном виде в формате Word 97 по электронной почте или на электронных носителях информации (CD-диски, USB-флеш-накопителях).

4.3. Каждая работа должна сопровождаться Соглашением родителей (родителя) или заменяющего его лица (официального представителя) о передаче прав на использование работы Синодальному отделу религиозного образования и катехизации.

4.4. Работы, не соответствующие указанным требованиям, на Конкурс не принимаются.

5. Этапы проведения Конкурса

5.1. Конкурс проводится в два этапа.

5.2. Первый (региональный) этап Конкурса (с 27 января по 26 мая 2014 года):

  • проходит на уровне епархий Русской Православной Церкви. Ответственными за организацию и проведение мероприятия в епархиях являются епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации при поддержке областных Отделов культуры (по согласованию);
  • для оценки работ (определения победителей) в епархии формируется жюри епархиального этапа Конкурса под председательством правящего Архиерея;
  • итоги первого этапа Конкурса подводятся в срок до 26 мая (включительно) года, в котором проводится Конкурс;
  • итоги регионального этапа Конкурса оформляются Решением жюри и утверждаются правящим Архиереем;
  • копия Решения жюри и информация о ходе проведения регионального этапа передается в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации вместе с лучшими работами (литературные работы передаются на электронных носителях информации: CD-дисках, USB-флеш-накопителях);
  • работы-победители в количестве не более 15 (пятнадцати) по художественному направлению (обязательно включать работы по всем трем художественным номинациям) и не более 10 (десяти) по литературному направлению доставляются в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации в срок не позднее 10 июня соответствующего года, по адресу: 127051, Москва, ул. Петровка, д. 28/2, Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, конкурс «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского». Доставка работ в Синодальный отдел религиозного образования и катехизации осуществляется за счет средств епархии (епархиального управления);
  • работы, не прошедшие первый этап Конкурса, не принимаются на второй этап.

5.3. Второй (заключительный) этап Конкурса (с 11 июня по 1 августа):

  • проходит в Москве, в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации;
  • подведение итогов второго этапа Конкурса осуществляется жюри в срок до 10 августа года, в котором проводится Конкурс;
  • жюри второго этапа Конкурса во главе с Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации формируется из священнослужителей, деятелей искусства, культуры, литературы, науки и педагогов;

6. Подведение итогов Конкурса

6.1. Итогами Конкурса являются итоги второго (заключительного) этапа Конкурса.

6.2. Итоги Конкурса публикуются на официальном сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации pravobraz.ru.

6.3. По итогам Конкурса может проводиться выставка, издаваться каталог работ-победителей, представленных на Конкурс в текущем году, выпускаться книги и анимационные фильмы.

7. Награждение победителей Конкурса

7.1. Награждение победителей первого этапа Конкурса проводится в епархиях Русской Православной Церкви в торжественной обстановке. Награды и подарки победителям епархиального этапа определяются ответственными лицами епархии.

7.2. Награждение победителей второго этапа Конкурса будет проведено 9 октября 2014 в рамках торжественного съезда игуменов и игумений в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Победители Конкурса, занявшие 1-е место в каждой номинации, награждаются Патриаршими грамотами и ценными подарками. Участники Конкурса, занявшие 2-е и 3-е места, награждаются грамотами Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации и ценными подарками.

7.3. Для награждения победителей в Москве:

  • каждый ребёнок приезжает в сопровождении одного взрослого (родителя или заменяющего его лица), который отвечает за жизнь и здоровье ребёнка во время данной поездки;
  • билеты в Москву и обратно для каждого победителя и сопровождающего лица оплачиваются епархиальным управлением той епархии, от которой была представлена работа-победитель;
  • проживание, питание и культурная программа для победителей Конкурса оплачивается местной религиозной организацией Донской Православный Центр «София» г. Ростов-на-Дону;
  • оплата расходов сопровождающего лица, связанные с поездкой в Москву (проживание, питание, экскурсионная программа, транспорт), осуществляется за счёт епархиального управления той епархии, от которой был направлен ребёнок-победитель;
  • график прибытия и отбытия победителей Конкурса определяется Оргкомитетом и заблаговременно доводится до сведения участников.

7.4. Епархиальные Отделы религиозного образования и катехизации, наиболее успешно организовавшие проведение Конкурса, отмечаются благодарственными письмами Синодального Отдела религиозного образования и катехизации.

Номинации и количество призовых мест Конкурса детского творчества «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского»

1. Номинации Конкурса в 2014 году

1.1 «Основная тематика»
700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского; житие преподобного Сергея Радонежского; храмы в честь преподобного Сергея Радонежского; становление Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; подвиги, чудеса, откровения, покровительство.

1.2 «Православная икона»
В этой номинации могут принять участие только учащиеся иконописных школ или мастерских, достигшие возраста 13–17 лет. Работы должны быть выполнены с соблюдением канонов православной иконописи.

1.3 «Роспись по фарфору»
Номинация предполагает участие детей 13–17 лет, преимущественно учащихся художественных средних и средне-специальных учебных заведений.
Требования к работам.
Работы выполняются на бумаге, эскиз росписи тарелки выполняется в виде круга радиусом 19 см. На одном листе может быть только один эскиз. К работам необходимо прилагать копию свидетельства о рождении. Остальные требования указаны в Положении о Конкурсе.

1.4 «Литература»
Сочинение в жанре сказки, эссе, очерка, легенды, притчи, жития, отвечающее главной теме Конкурса.

2. Распределение призовых мест в Конкурсе

2.1 Общее число призовых мест в четырех номинациях — 42 (сорок два).

2.2 В номинации «Основная тематика» присуждаются:
1-е место — три призовых места (по одному в каждой возрастной группе);
2-е место — шесть призовых мест (по два в каждой возрастной группе);
3-е место — девять призовых мест (по три в каждой возрастной группе).

2.3 В номинации «Православная икона» присуждаются:
1-е место — одно;
2-е место — два;
3-е место — три.

2.4 В номинации «Роспись по фарфору» присуждаются:
1-е место — одно;
2-е место — два;
3-е место — три.

2.5 В номинации «Литература» присуждаются:
1-е место — два призовых места (по одному в каждой возрастной группе);
2-е место — четыре призовых мест (по два в каждой возрастной группе);
3-е место — шесть призовых мест (по три в каждой возрастной группе).

Презентация в формате PPT

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю