tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Тематические подборки статей текущей периодики

Бюджетная политика, межбюджетные отношения, налоговое регулирование

Информационный обзор публикаций из периодики за период 26–2 октября 2017 года

Юшков А. О. и др. Судьбы российских регионов-доноров / Юшков А. О., Одинг Н. Ю., Савулькин Л. И. // Вопросы экономики. – 2017. – № 9. – С.63-82.

Сопоставительный анализ динамики налоговых поступлений и межбюджетных трансфертов в 27 российских регионах-донорах, составляющих основу бюджетной системы страны. Авторская классификация регионов-доноров и критерии отнесения к регионам-донорам. Налоговые изменения с середины 2000-х годов. Типология регионов-доноров, основные критерии. Типология регионов, не получавших дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2006 г. За последние десять лет количество регионов, не получавших дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, сократилось с 24 до 14. Межбюджетные трансферты как инструмент влияния на доноров. Возможные пути повышения финансовой самостоятельности регионов.

Кудрин А. Л., Соколов И. А. Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики // Вопросы экономики. – 2017. – № 9. – С.5-27.

Анализ инструментов формирования параметров российской бюджетной системы на период до 2024 года. Краткосрочные и долгосрочные задачи бюджетной политики. Оценка современного состояния бюджетной системы и её негативных последствий для экономики. Механизмы изменения проводимой бюджетной политики для устранения проблем в бюджетной системе: восстановление кратко- и среднесрочной бюджетной сбалансированности и защищенности от рисков; обеспечение долгосрочной бюджетной устойчивости; создание благоприятных условий для экономического роста. Для решения первой задачи необходимо преодолеть последствия резкого падения цен на нефть, которое обусловило не только рост бюджетного дефицита, но и почти полное исчерпание Резервного фонда. Инструменты обеспечения надежного исполнения бюджетных обязательств. Меры правительства по адаптации параметров бюджетной политики к новым реалиям. Рассмотрение нового бюджетного правила, предлагаемое правительством. Вторая задача — стабилизировать размеры бюджетного баланса после достижения краткосрочной сбалансированности. Вторая задача связана с необходимостью устранить последствия накопившихся структурных проблем. Третья задача — поддержка экономического роста. Оценка целесообразности проведения бюджетного маневра. Взаимосвязь бюджетной политики и экономического роста: теоретический и эмпирический анализ. Рассмотрение современного теоретического представления о взаимосвязи параметров налогово-бюджетной политики в рамках теории эндогенного роста Р. Барро. Основные выводы модели Барро. Общий вывод в рамках моделей эндогенного роста. Результаты эмпирического анализа влияния на экономику отдельных видов налогов и бюджетных расходов. Российская бюджетная система: тенденции и перспективы. Анализ динамики основных параметров российской бюджетной системы. Базовый и целевой варианты макроэкономического прогноза, содержащиеся в разработанной фондом «Центр стратегических разработок» стратегии социально-экономического развития на период до 2035 года. Механизмы коррекции структуры расходов. Оценки влияния расходов на экономический рост, результаты межстрановых исследований. Сопоставительный анализ и оценка динамики расходов российского бюджета по основным направлениям (здравоохранение, образование, общественный порядок и безопасность, оборона, социальная политика). Распределение расходов российской бюджетной системы между производительными и непроизводительными сферами. Целевые показатели расходов бюджетной системы при реализации бюджетного маневра.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 08–16 августа 2017 года

Григорьева И. Офшоры начали платить // Известия. – 2017. – 16 августа. – № 151. – С.1, 4.

6 тысяч компаний, выведенных Минфином в 2016 году из оффшоров, уплатили в бюджет 3 млрд. рублей. Объем задекларированной офшорными компаниями прибыли. Основные положения Закона о контролируемых иностранных компаниях, вступившего в силу в 2015 г. Эффективность действия Закона. Деятельность Минфина по выявлению схем отхода от уплаты налогов. Сложность с выявлением таких схем у крупного бизнеса. Мнения экспертов.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 1–10 марта 2017 года

Тодосийчук А. О бюджетном финансировании науки и инноваций в среднесрочной перспективе // Экономист. – 2017. – № 2. – С.44-51.

Основные характеристики федерального бюджета на 2017–2019 гг., утвержденные Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ, сформированного на основе «базового» варианта среднесрочного прогноза социально-экономического развития. Расходы федерального бюджета в 2016–2019 гг. на реализацию государственной программы «Развитие науки и технологий». Анализ структуры программы, объемы бюджетных ассигнований на реализацию подпрограмм. Остаток средств на счетах организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, по состоянию на 1 января 2016 г. Корректировка федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы», связанная с оптимизацией расходов бюджета на 2016 г. Мониторинг качества финансового и научного менеджмента, свидетельствующий о недостаточном уровне, как организации бюджетного процесса в научно-технической сфере, так и его исполнения распорядителями и получателями бюджетных средств, а также о сохраняющейся тенденции недостаточно эффективного использования инструментов бюджетирования, ориентированного на результат. Расходы федерального бюджета в 2016–2019 гг. на реализацию госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», являющейся основным инструментом реализации государственной инновационной политики. Вывод о том, что бюджетная политика не предполагает кардинального изменения модели экономического развития. Целесообразность для повышения эффективности бюджетных средств, выделяемых на науку, формирования государственного или муниципального заказа не на отдельные разрозненные виды работ, входящих в инновационную деятельность, а на реализацию полного инновационного цикла «прикладные исследования — разработки — освоение и тиражирование инновационной продукции».

Алисенов А. С. Налоговые аспекты интеграции Евразийского экономического союза // ЭКО (Экономика и организация на промышленном предприятии). – 2017. – № 2. – С.82-91.

Перспективы налоговой интеграции на постсоветском пространстве в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Макроэкономический эффект от интеграции государств-членов ЕАЭС. Основные факторы, сдерживающие интеграционные процессы в рамках ЕАЭС. Объективные различия в системе налогов и налоговой политики стран-членов ЕАЭС интеграционного объединения. Основные цели интеграции — сближение налоговых ставок на одни и те же группы товаров в странах ЕАЭС, недопущение дискриминации во внутреннем налогообложении. Ставки основных бюджетообразующих налогов в ЕАЭС с привязкой к ВВП. Налоговые льготы, стимулирующие производство и продажи в рамках ЕАЭС. Сравнительный анализ экономических рейтингов стран ЕАЭС, 2015–2016 гг. Основные проблемы и мероприятия по наиболее оптимальному сближению национальных экономик стран ЕАЭС в налоговой сфере.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 15–21 февраля 2017 года

Акиндинова Н. В. и др. Результативность бюджетных расходов в России и странах ОЭСР / Акиндинова Н. В., Чернявский А. В., Авдеева Д. А. // Вопросы экономики. – 2017. – № 2. – С.30-61.

Сравнительный анализ результативности бюджетных расходов в России и странах ОЭСР, взаимосвязь результативности и структуры бюджетных расходов. Основные функции государственного сектора экономики. Подходы к оценке результативности бюджетной системы. Индикаторы результативности бюджетных расходов. Оценка результативности расходов по странам. Расходы на управление. Оценка коррупции при распределении общественных фондов в 2015–2016 гг. Тяжесть бремени регулирования бизнеса. Независимость судебной системы. Соблюдение прав собственности. Компоненты результативности на управление и сводный показатель их результативности за 2015–2016 гг. Расходы на образование. Качество системы образования. Тестирование по международной оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Показатели результативности расходов на образование и сводный показатель их результативности за 2015–2016 гг. Расходы на здравоохранение. Детская смертность. Продолжительность жизни. Компоненты результативности расходов на здравоохранение и сводный показатель их результативности в 2015–2016 гг. и 2006–2007 гг. Расходы на инфраструктуру. Качество инфраструктуры. Качество дорог. Инфраструктура. Компоненты результативности расходов на инфраструктуру и интегральный показатель их результативности, 2015–2016 гг. Результативность распределения доходов. Доля 40 % населения с самыми низкими доходами в общем объеме доходов населения в 2012 и 204 гг. Результативность выполнения государством стабилизационной функции. Результативность выполнения бюджетным сектором экономики распределительной функции, 2006–2015 гг. Интегральный показатель результативности бюджетных расходов, 2015–2016 гг. Оценка связи между результативностью и структурой расходов бюджетной системы. Зависимость структуры расходов и интегрального показателя их результативности. Структура расходов бюджетных систем стран ОЭСР, России и Литвы («силовой блок», поддержка экономики, человеческий капитал, социальная защита). Связь результативности расходов на здравоохранение и образование и доли таких расходов в их общем объеме. Показатели доли государственных расходов на высшее образование в ВВП в 2013 г. и качество высшего образования согласно рейтингу национальных систем высшего образования, 2016 г. Выводы сравнительного анализа структуры и интегрального показателя результативности расходов и его компонентов.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 16–21 ноября 2016 года

Иванов Ю. и др. Методологические основы оценки и моделирования эффективности налоговых льгот / Иванов Ю., Майбуров И., Назаренко А. // Общество и экономика. – 2016. – № 10. – С.80-96.

Методика оценки эффективности налоговых льгот, включающая расчет ряда показателей, предложенная авторами, для повышения экономической обоснованности налогового регулирования социально-экономических процессов. Серьезный «камень преткновения», делающий невозможной достоверную оценку масштабов и динамики использования льгот, расходов от их предоставления в настоящее время, — отсутствие адекватной отчетности по налоговым льготам. Разные эффекты, дающие одной и той же льготой. Пример расчета таких показателей на основании имитационного моделирования последствий введения льгот по налогу на прибыль. Динамика накопленной суммы фискального эффекта от применения налоговых льгот.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 26 октября – 01 ноября 2016 года

Роик В. Д. Социальный бюджет России: каким ему быть в XXI веке? // ЭКО (Экономика и организация на промышленном предприятии). – 2016. – № 10. – С. 156-171.

Роль социального бюджета в современном обществе. Динамика социальных расходов в отдельных странах Западной Европы в 1980-2012 гг. Расходы ряда западноевропейских государств на систему социального обеспечения. Показатели финансовой обеспеченности различных видов медицинской помощи в европейских странах, США и Японии. Бюджетное финансирование социальной сферы — важнейшая функция государства, охватывающая обеспечение и управление процессами жизнедеятельности населения, создающая условия для постоянного и непрерывного процесса его воспроизводства. Незавершенность институционального устройства социального страхования в современной пенсионной системе России. Необходимость создания специальных механизмов социального страхования по уходу за пожилыми людьми. Комплекс мер, необходимые для успешной модернизации пенсионной системы РФ. Роль государства в решении проблем бюджетного финансирования социальной сферы России. Реформы в област и доходов населения — фундамент социальных и экономических реформ.

Ястребова О. К. Развитие методологии и практики нормативного финансирования государственных услуг и работ // Финансы. – 2016. – № 10. – С. 17-23.

Роль нормативного финансирования государственных услуг в реализации целей Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Анализ развития методологии и принципов регулирования. Оценка опыта применения новых требований к нормативному финансированию. Преимущества и потенциальные проблемы реализации новых принципов нормативного финансирования государственных услуг и работ.

Вагин В. В., Шаповалова Н. А. Инициативное бюджетирование и смежные практики // Финансовая аналитика: проблемы и решения (электронная версия). – 2016. – № 38. – С. 2-19.

Анализ практик и механизмов общественного участия, применяемых в России для вовлечения граждан в решение вопросов местного значения с точки зрения соответствия основным чертам инициативного бюджетирования. Некоторые успешные кейсов из практики субъектов РФ. Вовлечение в процесс принятия решений по вопросам местного значения, чаще всего происходящее в России в форме региональных «Бюджетов для граждан», публичных слушаний, территориально-общественного самоуправления, институтов сельских старост и самообложения граждан. Набирает популярность механизм краудсорсинга, менее известные практики — партисипаторное проектирование и партисипаторное управление. Выводы. Процесс активного развертывания инициативного бюджетирования на федеральном и муниципальном уровнях требует комплексного анализа и всесторонней популяризации. В российских регионах наработана значительная база практик, обладающих потенциалом для проектирования оригинальных инструментов и запуска новых программ инициативного бюджетирования.

Величко А. В. Об открытости бюджетных данных // Финансы. – 2016. – № 10. – С. 61-62. Три основных направления, рассмотренные на примере Оренбургской области, обеспечивающие открытость бюджетных данных: свободный доступ в Интернет к бюджетным данным; составление и публикация бюджета для граждан; вовлечение граждан в бюджетный процесс.

Белоусов Ю. В. и др. Мониторинг открытости региональных бюджетов РФ в 2013-2015 годах / Белоусов Ю. В., Голованова Н. В., Тимофеева О. И. // Финансы. – 2016. – № 10. – С. 70-75. Вопросы повышения эффективности управления общественными финансами. Краткий обзор методологии и основных результатов мониторинга открытости бюджетных данных на региональном уровне РФ в 2013-2015 гг. Анализ международного опыта мониторинга открытости региональных бюджетов и особенностей российского мониторинга. Выявление лидеров рейтинга. Группировка субъектов РФ по уровню открытости бюджетных данных в 2015 г.

Логинова Т. А. Налоговые льготы в свете нового порядка взимания налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций // Финансы. – 2016. – № 10. – С. 32-37. Исследование вопросов взимания налога на имущество физических лиц и налога на имущество организаций, претерпевшего в последние годы серьезного изменения в связи с переходом к определению налоговой базы по кадастровой стоимости имущества. Анализ перечня льгот и порядка их предоставления, проведенного по результатам мониторинга применения льгот по налогу на имущество физических лиц в соответствии с нормативными правовыми актами 51 муниципального образования (города Белгород, Челябинск, Салехард и других) и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Выводы. Проведенный анализ свидетельствует об отсутствии системного подхода, как к определению перечня налоговых льгот, категорий налогоплательщиков, которым данные льготы предоставляются, так и к установлению налоговых вычетов и налоговых освобождений. Многочисленные налоговые льготы являются серьезной проблемой сбалансированности бюджетов. Предложения по совершенствованию порядка предоставления налоговых льгот.

Разгулин С. В. Налогообложение от материальной выгоды при получении займов (кредитов) физическими лицами // Финансы. – 2016. – № 10. – С. 38-41.

Рассмотрение вопросов налогообложения в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ (НК РФ), предусматривающей основания, при которых в налоговую базу физического лица включаются доходы в виде материальной выгоды, полученные от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами. Обоснование выводов о том, что, несмотря на изменения с 2016 г. порядка налогообложения указанной материальной выгоды, подход к уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с доходов в виде материальной выгоды нуждается в серьезной корректировке. Предложения по внесению соответствующих изменений в главу 23 НК РФ.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 10 – 17 октября 2016 года

Юшков А. О. и др. Роль субвенций в российской системе бюджетного федерализма / Юшков А. О., Одинг Н. Ю., Савулькин Л. И. // Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – С.49-64.

Роль субвенций, одного из основных видов межбюджетных трансфертов, в российской системе бюджетного федерализма. Противоречия системы трансфертов. Анализ структуры и динамики системы субвенций в функциональном и региональном разрезе и основных трендов межбюджетных трансфертов (МБТ) последних 15 лет. Структура безвозмездных поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ, 2005 – 2014 гг. Наличие субвенций, а также динамика изменения их объема в российской системе бюджетного федерализма не соответствуют международной практике. Показатели динамики структуры субвенций из федерального бюджета РФ, 2007 – 2014 гг. Рассмотрение распределения межбюджетных трансфертов и субвенций по регионам и федеральным округам РФ. Сопоставление доли субвенций в общем объеме МБТ и доли МБТ в доходах субъектов РФ, 2014 г. Правила и методики расчета субвенций. Типология и классификация субвенций. Наиболее значимые субвенции и единая субвенция. Перспективы субвенций в системе российского федерализма. Обстоятельства, обуславливающие использование субвенций в российской системе федерализма. Варианты трансформации текущей системы субвенций в России.

Акиндинова Н. В. и др. Региональные бюджеты в условиях кризиса: можно ли достичь сбалансированности? / Акиндинова Н. В., Чернявский А. В., Чепель А. А. // Вопросы экономики. – 2016. – № 10. – С.31-48.

Исследование динамики основных показателей региональных бюджетов, в том числе с учетом эффектов от исполнения «майских указов» президента РФ. Литература по данной тематике. Рассмотрение общих показателей сбалансированности. Доходы, расходы и дефицит консолидированных региональных бюджетов, 2008 – 2015 гг. Поступления от налога на прибыль, НДФЛ и трансфертов из федерального бюджета, 2008 – 2015 гг. Структура трансфертов региональным бюджетам из федерального бюджета, 2012 – 2015 гг. Динамика расходов на образование в неизменных ценах, 2009 – 2015 гг. Несмотря на улучшение динамики доходов, регионы в целом ограничивали рост доходов. Сложное финансовое положение регионов негативно сказалось на расходах на социальную сферу. Динамика расходов на образование, 2009 – 2015 гг. Регионы с наиболее низкими темпами роста расходов на образование. Оценка влияния на динамику и структуру расходов региональных бюджетов в 2012 – 2015 гг. «майских указов» президента РФ. Основной проблемой при выполнении «майских указов» стало несоответствие финансовых возможностей регионов и объемов их поддержки из федерального бюджета масштабу поставленных задач. Оценка фактических расходов на оплату труда целевых категорий в социальной сфере и науке. Показатели динамики численности отдельных категорий социальных работников, 2013 – 2015 гг. Показатели дополнительных расходов федерального бюджета на реализацию президентских указов в части повышения оплаты труда работникам науки и социальной сферы на федеральном уровне и на финансовую поддержку регионов на эти цели, 2013 – 2016 гг. Оценка распределения дополнительных расходов на финансирование «майских указов» по источникам, 2012 – 2016 гг. Динамика доли заработной платы и инвестиционных расходов в структуре расходов консолидированных региональных бюджетов, 2010 – 2015 гг. Динамика реальной заработной платы по секторам экономики и в отраслях бюджетного сектора, 2006 – 2015 гг. Сравнительная динамика номинальной средней заработной платы в образовании и здравоохранении и в соответствующих целевых категориях, 2013 – 2015 гг. После ускоренного роста бюджетных расходов на уровне регионов в 2012 ;– 2014 гг. в 2015 г. их номинальный рост сильно замедлился, а в реальном выражении они обесценились. Показатели дефицита бюджетов по отношению к доходам регионов, 2014 – 2015 гг. Факторы прироста дефицита консолидированных региональных бюджетов, 2015 г. Показатели динамики и структуры регионального и муниципального долга, 2012 – 2015 гг. За данный период региональный долг вырос в 1,7 раза. Показатели долга регионов и муниципалитетов, 2009 – 2015 гг. Достигнутый на начало 2016 г. уровень регионального долга (3,3 % ВВП) остается низким. Взаимосвязь относительных величин региональной задолженности на конец 2014 г. и дефицита в 2015 г. Объем и структура долга в регионах с высоким уровнем и темпами прироста задолженности. Долговые показатели регионов с положительным балансом консолидированного бюджета в 2015 г. Несмотря на опережающий рост доходов по сравнению с расходами и сокращение относительно 2013 и 2014 гг. суммарного дефицита, российские регионы в 2015 г. продолжали испытывать воздействие полномасштабного экономического кризиса. Несмотря на формальное повышение сбалансированности, у абсолютного большинства регионов сохраняется дефицит, при этом у ряда регионов он принял хронический характер.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 1 – 9 октября 2016 года

Горнин Л. В. Главная задача — исходить из консервативного прогноза доходов при формировании бюджетов // Финансы. – 2016. – № 9. – С.3-7.

Интервью с заместителем министра финансов РФ об актуальных вопросах формирования региональных бюджетов на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы. Дополнительные меры по сбалансированности региональных бюджетов в 2017 г., предпринятые федеральным центром. Трудности, с которыми могут столкнуться субъекты РФ при формировании трехлетних бюджетов. Введение дополнительных требований и ограничений к долговой и бюджетной политике регионов в случае перехода к менее зарегулированным трансфертам.

Шмелев Ю. Д. О подоходном налогообложении физических лиц // Финансы. – 2016. – № 9 – С.28-32.

Анализ налоговой политики и налоговой системы России в сфере подоходного налогообложения физических лиц на основании критериев эффективности и справедливости, а также соотношений между ними. Динамика поступлений налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в консолидированный бюджет России, 1998 – 2015 гг. Динамика фонда оплаты труда и скрытой оплаты труда, 2000 – 2014 гг. Динамика доходного неравенства (коэффициент фондов), 1989 – 2014 гг. Обоснование вывода о том, что реформа, проведенная в сфере подоходного налогообложения в 1992 – 2015 гг., не достигла всех своих целей. Возврат к прогрессивной шкале налогообложения, реформа системы налоговых льгот совместно с усилением налогового контроля над соответствием расходов физических лиц уровню доходов позволят не только обеспечить справедливость в налогообложении, но и повысить эффективность налоговой политики с точки зрения фискальных доходов.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 20–30 сентября 2016 года

Белоусов Ю. В. О повышении эффективности управления общественными финансами // Финансы. – 2016. – № 8. – С. 58-61.

Исследование одного из аспектов проблемы повышения эффективности управления общественными финансами на региональном уровне — роли участников бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Рассмотрение вопросов повышения эффективности хозяйствования. Анализ результатов анкетирования основных участников бюджетных отношений по вопросам эффективности управления региональными финансами.

Моломжамц Д. Бюджетная система Монголии и основные направления ее совершенствования // Финансы. – 2016. – № 8. – С. 62-64.

История становления бюджетной системы Монголии со времен монгольской империи Чингисхана до наших дней. Рассмотрение современного состояния бюджетной системы страны, структуры консолидированного бюджета, бюджетного законодательства, направлений совершенствования бюджетной системы.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 12–19 сентября 2016 года

Голикова Т. СП и Минфин закроют «форточки» для утекания бюджетных ресурсов // Известия. – 2016. – 12 сентября. – № 168. – С. 4.

Проблемы низкой эффективности использования государственных средств ведомствами, а также государственными корпорациями, получающими имущественный взнос. Вопросы планирования бюджета — однолетний или трехлетний. Работа нового созыва Государственной думы по формированию бюджета. Подготовка Счетной палатой заключения на внесенные Правительством РФ предложения и оценка их целесообразности. Вопросы эффективности работы Минфина, если будет последовательно двигаться вместе с Правительством по тем предложениям, которые они сами выработали, то «правило IV квартала» позволит аккумулировать от 200 до 300 млрд рублей. Для Минфина необходима максимальная мобилизация доходов с точки зрения их администрирования, более жесткое планирование расходов и выстраивание приоритетов. Вопросы бюджетной дисциплины в структурах, которые получают субсидии, имущественные взносы и взносы в уставные капиталы. Формируя текстовую часть закона о бюджете на 2017–2019 годы, необходимо закрыть те «форточки», в которые благополучно, без нарушения закона утекают бюджетные ресурсы. Из общего объема ресурсов (217 млрд рублей), выделенных на имущественные взносы для государственных корпораций и госкомпаний в 2015 году, на 1 января 2016 года временно свободными остались 130 млрд рублей. По итогам 2015 года доход от размещения средств в кредитных организациях по государственным корпорациям и государственным компаниям превысил 10 млрд рублей, увеличившись по сравнению с 2014 годом в два раза. Проблемы с исполнением бюджета 2016 года. Оценка перспектив возвращения национальных проектов. Реализация антикризисной программы. Расходы Пенсионного фонда России.

Тапсиев И. С., Бабушкина С. А. Отдельные аспекты учета органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств // Финансы. – 2016. – № 8. – С. 18-22.

Деятельность Управления Федерального казначейства Ставропольского края по учету бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета в соответствии с проектом новой редакции Бюджетного кодекса РФ и понятия «исполнение бюджета по расходам». Этапы развития процедуры учета бюджетных обязательств. Особенности учета бюджетных обязательств в 2016 г. Учет бюджетных и денежных обязательств в 2017 г. Информация о бюджетных и денежных обязательствах, учитываемых в органах Федерального казначейства.

Малис Н. И. Налоговые льготы, преференции и доходы бюджета // Финансы. – 2016. – № 8. – С. 35-36.

По материалам круглого стола, состоявшегося 21 июня 2016 г. в комитете Совете Федерации по бюджету и финансовым рынкам, на тему «Налоговые льготы и преференции: их влияние на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Основные тезисы выступлений членов Совета Федерации, Минфина России, аудиторов Счетной палаты, других ведомств и субъектов РФ. Акцент — на выпадающих из-за налоговых льгот доходах бюджета и поэтапной отмене тех льгот, которые не оказывают стимулирующего воздействия на экономику.

Гайзатуллин Р. Р. Отдельные вопросы повышения эффективности расходов бюджета // Финансы. – 2016. – № 8. – С. 3-7.

Направления повышения эффективности расходов республиканского бюджета, проанализированные на примере Республики Татарстан. Проведение на первом этапе оптимизации, или сокращения не первоочередных бюджетных расходов, излишней численности работающих и сверхнормативных бюджетных учреждений с дальнейшим перераспределением высвобождающихся ресурсов на решение приоритетных задач государственной политики. На втором этапе работа стала носить более точечный, целенаправленный характер. Эксперимент по централизации закупок продуктов питания для детских дошкольных учреждений.

Тимушев Е. Н. Дотации на выравнивание: совершенствование методики распределения. На примере Республики Коми // Финансы. – 2016. – № 8. – С. 13-17.

Обоснование важности дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности как инструмента реализации преимуществ децентрализованного производства общественных благ. Основные особенности действующей методики распределения дотаций на выравнивание в Республике Коми, рассмотренные на основе сравнительного анализа ее и методики, используемой в бюджетной системе РФ на федеральном уровне. Предложение подхода к изменению методики распределения дотаций на выравнивание в Республике Коми в направлении роста прогрессивности выравнивания с учётом соблюдения текущих ограничений возможных конструкций методики распределения со стороны бюджетного законодательства РФ.

Пансков В. Г. Дискуссионные вопросы налогообложения // Финансы. – 2016. – № 8. – С. 23-28.

Подведение итогов и обзор выступлений, сделанных в ходе состоявшегося с 1 по 6 июля 2016 г. в г. Йошкар-Ола на базе Поволжского государственного технического университета VIII международного налогового симпозиума «Теория и практика налоговых реформ». Вопросы развития понятийного аппарата налогообложения и методологии налогового администрирования, развития теоретических основ международного, федерального, субфедерального и отраслевого налогообложения, а также современные тенденции налоговых реформ. Увязка теоретических вопросов налогообложения с практикой налоговых реформ в своих странах и с глобальными вопросами налогового регулирования.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 24–31 августа 2016 года

Дворецкая А. Е. Среднесрочные перспективы бюджета РФ // ЭКО (Экономика и организация на промышленном предприятии). – 2016. – № 8. – С. 104-119. Анализ современного состояния государственного бюджета Российской Федерации, его структурные особенности, обусловленные совокупностью экзогенных и эндогенных факторов. Бюджетный дефицит и изменение конфигурации доходов. Перспективы и последствия остающихся реальных методов бюджетирования бюджета на стороне доходов. Способы повышения доходов бюджета. Обложение нефтяного сектора. Бюджетный эффект приватизации и её альтернативы. Налогообложение малого и среднего предпринимательства. Преодоление структурных диспропорций расходов бюджета. Стратегические приоритеты, на которые должны опираться решения по модификации структуры расходов. Программный подход к распределению средств бюджета. Реструктуризация расходов. Бюджетное администрирование. Приоритеты бюджетной политики, связанные с необходимостью стимулирования экономического роста и отхода от внешнеориентированной модели развития.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 18–23 августа 2016 года

Борщевский Г. А. Реформирование российской государственной службы в зеркале бюджетных расходов // Вопросы экономики. – 2016. – № 8. – С. 57-73.

Бюджетные расходы, обеспечивающие функционирование института государственной гражданской службы, выступающей ядром системы исполнительной власти. Вопросы методологии определения расходов на государственную службу. Оценка стоимости государственных служащих. Расходы бюджета по отдельным видам расходов функциональной классификации в 1991–2014 гг. Финансирование государственной службы и развитие национальной экономики. Направления оптимизации финансирования государственного аппарата, выводы и рекомендации.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 10–17 августа 2016 года

Тимушев Е. Н. Способы совершенствования механизмов предоставления трансфертов в бюджетной системе РФ // ЭКО (Экономика и организация на промышленном предприятии). – 2016. – № 7. – С. 139-151.

Обоснование важности межбюджетных трансфертов и их влияния не только на сбалансированность бюджетов, но и эффективность осуществления расходов. Результаты анализа исследований межбюджетных отношений в бюджетной системе РФ, пути их совершенствования. Рекомендации по осуществлению децентрализации расходных полномочий, уменьшению числа трансфертов, распределяя оставшиеся по открытой и понятной формуле и не меняя утвержденные суммы в течение финансового года. Целесообразность перехода к блочным широкоцелевым субсидиям, сокращения числа, увеличения доли нецелевых субвенций и расширения полномочий при использовании целевых трансфертов. Удельный вес налоговых доходов бюджетной системы РФ, собранных на территориях субъектов РФ в 2006–2013 гг. Безвозмездные поступления бюджетов субъектов РФ из федерального бюджета в 2008–2013 гг. Структура межбюджетных трансфертов, выделяемых федеральным бюджетом в 2008–2014 гг.

Ерошкина Л. А. Стратегические направления межбюджетных отношений в Российской Федерации: интервью // Финансы. – 2016. – № 7. – С. 7-15.

Директор Департамента межбюджетных отношений Минфина России о реализации государственной программы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами». Задачи программы, выделенные в подпрограммы: институциональная основа межбюджетных отношений, выравнивание финансовых возможностей региональных и местных бюджетов, повышение качества управления региональными и муниципальными финансами, разграничение полномочий между уровнем публичной власти и контроль над осуществлением переданных полномочий. Первые результаты реализации Госпрограммы с 2013 года. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в 2005 году и в 2008–2015 гг. Укрупнение отдельных межбюджетных трансфертов. Возможные изменения распределения нормативов по доходам и акцизам по доходам на нефтепродукты и алкоголь. Поддержка бюджетов субъектов РФ. Отражение изменения методики распределения дотаций на выравнивание на состоянии дотируемых бюджетов. Федеральные льготы по налогам, зачисляемым в бюджеты субъектов РФ в 2014 году. Работа с государственным долгом субъектов РФ. Основные направления реализации программ по оздоровлению государственных финансов субъектов РФ. Инвентаризация расходных полномочий субъектов РФ с целью сокращения госдолга.

Налоговая система России перед новыми вызовами. Кредо финансиста // Финансы. – 2016. – № 7. – С. 30-32.

Тезисы конференции «Налоговые стратегии 2016: практический опыт и перспективы развития», организованной газетой «Ведомости» 9 июня 2016 года. Сложность и непрозрачность ныне существующей системы налогообложения РФ. Связь налогов и бюджета. Создание стабильных и долговременных налоговых отношений, которые позволяет сделать возвращение к практике трехлетнего формирования бюджета. Начало системы автоматического обмена Россией налоговой информацией с другими странами с 12 мая 2016 года. Действительный государственный советник Российской Федерации I класса С. Д. Шаталов о приоритетах экономической политики и прогнозах развития налоговой системы. Преимущества электронного документооборота при создании истории конкретного налогоплательщика. Борьба с уклонением от налогов. Судебная статистика по налоговым спорам. Риски криминализации налоговых правоотношений в сфере предпринимательской деятельности. Зарубежный опыт налогообложения. Контроль над иностранными компаниями. Мнения экспертов.

Сафонова Т. Ю. Налоговые последствия применения методов динамического хеджирования с использованием структурных производственных финансовых инструментов // Финансы. – 2016. – № 7. – С. 20-24.

Понятие хеджерской стратегии. Статистическое и динамическое хеджирование. Гражданско-правовая квалификация сделок по прекращению или изменению структурных производных финансовых инструментов (СПФИ). Квалификация СПФИ. Подходы к достижению желаемого экономического результата и их соответствие законодательным нормам. Налоговые последствия сделок по изменению или прекращению СПФИ.

Пушкарева В. М. Издержки взимания и фискальная эффективность налогообложения (исторический аспект) // Финансы. – 2016. – № 7. – С. 25-29.

Становление правил, техники управления взиманием налогов c середины XIX века. Правила управления налогами и их взимания, разработанные школой Л. Штейна и А.Вагнера. Исследователи налогов XIX – начала XX века. Обобщение теории Вагнера профессором В. А. Лебедевым. Необходимость сокращение затрат на взимание налогов по профессору Ходскому. Принцип продуктивности налога профессора Ф. А. Менькова. Систематизация, комплексность взаимообусловленность налогов. Фискальная задача финансовой науки. Привилегии фиска при взимании налога. Условия быстрого поступления налогов. Налоги и бюджет. Практическая значимость научных исследований налоговой системы. Дороговизна взимания высоких налогов. Три главные системы взимания налогов, которые в исторической последовательности сменили одна другую: 1) взимание налогов посредством выбранных налогоплательщиками лиц, ответственных за поступление налогов, 2) посредством откупщиков, 3) непосредственно «агентами фиска». Откупная система как наиболее дорогая и разорительная для государства и народа форма взимания налогов. Налогообложение в СССР. Расходы по взиманию прямых и косвенных налогов и гербового сбора.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 18–24 июля 2016 года

Абдулаева П. И. Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации // Аудит. – 2016. – № 6. – С. 29-31.

Приоритеты Правительства РФ в налоговой политике. Необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы — важнейший фактор проводимой политики. Влияние изменений, внесенных в Налоговый кодекс РФ в 2015 г., применяемых в 2015–2016 гг. Основные изменения налогового законодательства в части имущественных налогов. Предложения направлений дальнейшего развития налоговой системы России с учетом санкций Запада.

Исламова Д. С. Оценка эффективности применения плоской налоговой ставки в налогообложении доходов физических лиц // Аудит. – 2016. – № 6. – С. 32-34.

Исследование положительных и отрицательных сторон применения плоской налоговой ставки. Анализ их влияния на социально-экономическое развитие России и повышение притока денежных средств в бюджет. Оценка эффективности применения плоской налоговой ставки в налогообложении доходов физических лиц с момента её введения до настоящего времени. Практика примени прогрессивной шкалы. Динамика среднедушевых доходов населения за 1990–2011 гг. НДФЛ в консолидированном бюджете. Структура поступлений в консолидированный бюджет в 2015 г.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 28 июня– 10 июля 2016 года

Шахова Г. Я. О долгосрочном бюджетном планировании // Финансы. – 2016. – № 6. – С. 9-15.

Место и роль долгосрочного бюджетного планирования в бюджетном процессе. Вопросы разработки сценариев социально-экономического развития, параметры которых целесообразно использовать в качестве исходных предпосылок для долгосрочных бюджетных проектировок. Содержание инновационного социально ориентированного сценария и сценария интенсивного экономического роста. Рассмотрение налогово-бюджетных маневров, выполнение которых может обеспечить устойчивость бюджетной системы и реализацию приоритетов социально-экономического развития в долгосрочном периоде.

Тапсиев И. С., Бондарчук А. В. Бюджетные кредиты как инструмент поддержания ликвидности счетов бюджетов // Финансы. – 2016. – № 6. – С. 30-32.

Исследование одного из направлений минимизации стоимости обслуживания долговых обязательств субъектам РФ — бюджетных кредитов, которыми регионы могут заменить более дорогие коммерческие заимствования. Правовые основы и правила предоставления бюджетных кредитов за счет остатков средств на едином счете федерального бюджета. Предоставление бюджетных кредитов бюджету Ставропольского края и муниципальным образованиям. Данные о предоставлении кредитов в 2015 г. и 1-м квартале 2016 г.

Кивико И. В. Интеграция Республики Крым в финансовое и правовое поле Российской Федерации продолжается // Финансы. – 2016. – № 6. – С. 3-7.

Интервью с Министром финансов Республики Крым. Формирование доходов и расходов республиканского бюджета. Структура доходов бюджета. Приоритетные направления расходов. Влияние свободной экономической зоны на поступление доходов в бюджет. Поступления в местные бюджеты. Трудности, возникающие в связи с переходным периодом. Успехи экономики Республики, которые положительно отражаются на доходной базе. Предпринимательская деятельность.

Пугачев А. А. Направления совершенствования российской модели налогового федерализма // Финансы. – 2016. – № 6. – С. 42-45.

Вопросы совершенствования российской модели налогового федерализма, имеющие первоочередное значение в условиях турбулентности экономического развития и необходимости бюджетной консолидации. Развитие налоговой конкуренции на субфедеральном уровне — одно из таких направлений, не требующее изменения ключевых параметров налоговой системы. Модели налогового федерализма. Примеры налоговой конкуренции, в ходе которой субъекты Федерации соревнуются за привлечение и регистрацию налогоплательщиков.

Соколов М. О налоговой нагрузке в экономике России и зарубежных стран // Экономист. – 2016. – № 6. – С. 77-89.

Сравнительный анализ налогообложения в странах ЕС, США и России. Оценка результативности внедрения прогрессивного налога на доходы физических лиц в некоторых зарубежных странах. По мнению экономистов, при прочих равных условиях, чем выше в стране доля, приходящаяся на подоходный налог с физических лиц, тем ниже в ней будут темпы инфляционного роста цен. Негативные факторы введения крутой шкалы налогообложения физических лиц и увеличения объема собираемых налогов. Результативность сокращения налоговой нагрузки на юридические лица с одновременным стимулированием инвестиционной деятельности. Показатели структуры поступлений в консолидированный бюджет США и доля налоговых поступлений в ВВП, 1960–2011 гг. Оценка, в сравнении с некоторыми зарубежными странами, налоговой нагрузки по ВВП в России. Показатели налоговой нагрузки на заработную плату в России в сырьевых и обрабатывающих секторах.

Ануреев С. В. От неналоговых платежей владельцев авто и пассажиров к транспортному сбору c работодателей // Финансы. – 2016. – № 6. – С. 37-41.

Возможности государства с помощью транспортного сбора стимулирования перехода компаний и организаций на режим работы, снижающего пиковые нагрузки, решающего острейшую проблему для города — борьбу с «пробками». Предлагаемый к введению транспортный сбор имеет квазиналоговый характер, выступает в роли платной государственной услуги и комбинируется с обязательной покупкой работодателем парковочного абонемента или абонемента на общественный транспорт. Такой сбор налагается на работодателя дифференцированно в зависимости от графика и маршрута поездок сотрудников. Данные предложения основаны, как на отечественном опыте, так и решениях крупнейших мегаполисов планеты.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 31 мая – 06 июня 2016 года

Минфин России подвел итоги за 2015 год и определил задачи на 2016 год // Финансы. – 2016. – № 5. – С. 3-15.

Обзор выступлений участников расширенного заседания Коллегии Минфина России на тему «Об итогах работы Министерства финансов Российской Федерации за 2015 год и задачах на 2016 год», в том числе: Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, Министра финансов РФ А. Г. Силуанова, председателя Центрального банка РФ Э. С. Набиуллиной, председателя Счетной палаты Т. А. Голиковой и других. План действий Правительства по обеспечению стабильного социально-экономического развития. Задачи Минфина России. Ключевая роль бюджетной политики. Новые бюджетные правила. Перезагрузка системы государственных программ. Налоговые льготы и налоговые режимы. Ужесточение кассовой дисциплины. Региональные финансы. Сбалансированность бюджетов субъектов РФ.

Лавров А. М., Домбровский Е. А. Децентрализация бюджетных доходов: международные сравнения и российские перспективы // Финансы. – 2016. – № 5. – С. 16-27.

Исследование вопроса о необходимости изменения подходов к формированию системы межбюджетных отношений, в том числе перераспределении в пользу консолидированных бюджетов субъектов РФ части бюджетных доходов, в связи имеющимися тенденциями к повышению долговой нагрузки на региональные и местные бюджеты. Анализ данных о степени и качестве децентрализации доходов бюджетной системы РФ по сравнению с другими странами. Показатели децентрализации доходов бюджетной системы стран-членов ОЭСР, БРИКС и РФ, 2000–2013 гг. Доля консолидированных бюджетов субъектов РФ в доходах консолидированного бюджета РФ, 2000–2015 гг. Территориальная концентрация основных налоговых доходов в России, 2000–2015 гг. Показатели «горизонтального» выравнивания в некоторых странах. Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, 1997–2015 гг. Структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, 2000–2015 гг. Оценки последствий передачи налоговых доходов федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в условиях 2015 г.

Бунько В. К вопросу модернизации НДС // Экономист. – 2016. – № 5. – С. 69-82.

Характеристика налога на добавленную стоимость (НДС) как доходного источника бюджета, 1995–2014 гг. Оценка произошедших изменений. Причины, объясняющие утрату роли НДС как ведущего налога. Анализ налоговых вычетов по НДС в 2006–2015 гг. Эффективность НДС в 2000–2014 гг. Динамика экспорта и вычетов по НДС за 2006–2014 гг. Предложения по корректировке модели налогообложения НДС. Уровень напряженности НДС в 2000–2014 гг. Варианты возмещения НДС по основным средствам. Налоговые последствия освобождения от НДС продажи произведенных машин и оборудования (основных средств). Рационализация общего порядка исчисления и уплаты НДС. Отрицательный результат расчетов с бюджетом по отдельным отраслям в 2014 г. Характеристика предложений, направленных на модернизацию НДС.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 24 – 30 мая 2016 года

Новоселова Л. В. Новейшие преобразования бюджетно-налоговой системы КНР в интересах социально-экономического развития страны // Российский экономический журнал. — 2016. — № 1. — С.66-89.

Современная налогово-бюджетная система КНР, представленная 17 основными налогами, разделенными исходя из их экономической природы на три группы: с оборота; с доходов; с природных ресурсов, действий и имущества. Налоговые доходы КНР в 2014 г. Распределение основных налогов в КНР. Решения на государственном уровне, определяющие основное содержание и важнейшие направления глубокой структурной реформы налогово-бюджетной системы КНР. От производственного к потребительскому типу НДС. От налога на предпринимательскую деятельность к НДС. Развитие имущественного налогообложения. Расширение акцизного налогообложения. Совершенствование природоохранного (экологического) налогообложения. Реформа налога на природные ресурсы. Совершенствование налогообложения доходов. Реформа межбюджетных отношений в контексте долгового положения местных властей. Вывод о проведении руководством КНР сложной политики гибкого балансирования между реформой и развитием, экономическими и административными методами управления, современными и традиционными подходами к стимулированию деловой активности, продвигаясь по пути рыночной трансформации экономики.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 17 – 23 мая 2016 года

Петров Ю. А., Карапетян А. К. Оценка налоговой выгоды, получаемой при перемещении прибыли из России в офшоры, и обоснование мер по деофшоризации экономики // Российский экономический журнал. – 2016. – № 1. – С. 32-53.

Вопросы противодействия офшорному уклонению от налогов, рассматриваемые авторами. Эффективная политика деофшоризации: полная амнистия репатриированных капиталов или противодействие «агрессивному налоговому планированию». Логическая схема архитекторов политики «деофшоризации посредством улучшения инвестиционного климата», вызывающая большие сомнения. Об использовании международного опыта противодействия «агрессивному налоговому планированию» и «вредоносной налоговой практике». Приоритетные проблемы реформирования российской системы международного налогообложения. Предлагаемая методика и конкретные количественные оценки налоговой выгоды, получаемой при перемещении прибыли в офшоры. Схема формирования мультиплицированной прибыли и полных ставок её налогообложения, 1992–2014 гг. Меры по деофшоризации экономики.

Королева Л. Налогообложение наследования и дарения как инструмент перераспределения богатства в США // Общество и экономика. – 2016. – № 4. – С. 103-117.

Изучение особенностей и перспектив реформирования налогообложения наследования и дарения в США в долгосрочном периоде времени, имеющее практическую значимость для привлечения внимания и обоснования параметров налога, который может быть полезен России спустя десять лет после его отмены в борьбе с усилившейся за это время имущественной дифференциации населения. Шкала ставок на наследование и дарение в США Порядок исчисления налога на дарение за текущий налоговый период. Эволюция и вклад налогообложения наследования и дарения в экономику США. Налоговые ставки и освобождаемые суммы по налогообложению наследования и дарения в США, 1977–2015 гг. Предложения Казначейства США, касающиеся сокращения числа освобождений, ликвидации пробелов налогового законодательства, позволяющих уклоняться от уплаты, и даже введения нового налога на встроенные доходы. Вывод о преимущественном использовании налогообложения наследования и дарения не в фискальных, а в целях перераспределения и сокращения концентрации богатства и его негативных последствий для всего общества США.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 26 апреля – 3 мая 2016 года

Лавров А. М., Бегчин Н. А. Проблемы и перспективы внедрения «программных» бюджетов // Финансы. – 2016. – № 4. – С. 3-12.

«Программное» бюджетирование (в рамках данной статьи) как формирование (составление и утверждение) и исполнение бюджета в соответствии с целями и результатами деятельности органов исполнительной власти, определенными в программах разных типов. «Программный» бюджет — бюджет, расходы которого структурированы в соответствии с подпрограммами и мероприятиями этих программ. Выводы. Государственные программы РФ и ежегодные планы их реализации должны стать основным или даже единственным документом планирования и отчетности федеральных органов государственной власти, включая в себя все другие планы («дорожные карты», поручения) и отчеты. Ежегодный отчет Правительства Российской Федерации перед Парламентом должен базироваться на результатах реализации государственных программ РФ, которые в свою очередь должны регулярно рассматриваться Федеральным Собранием, Счетной палатой и самим Правительством. Отказ от развития «программного» бюджетирования и тем более его сворачивание будет означать сведение задачи по повышению эффективности бюджетных расходов к мерам по повышению их операционной эффективности, которые могут дать ограниченный по масштабам и периоду эффект. Государственные программы и основанный на них бюджет требуют значительного времени и усилий для освоения и не могут дать немедленного эффекта. Структура расходов федерального бюджета, 2014–2016 гг.

Гурвич Е. Т., Соколов И. А. Бюджетные правила: избыточное ограничение или неотъемлемый инструмент бюджетной устойчивости? // Вопросы экономики. – 2016. – № 4. – С. 5-29.

Анализ международного и российского опыта применения бюджетных правил (БП). Основные категории бюджетных правил: БП, ограничивающие величину бюджетного баланса; БП, ограничивающие величину государственного долга; БП, ограничивающие показатели расходов. Каждая категория БП включает разновидности в зависимости от конкретного определения используемых показателей. Классификация БП — уровень их установления. Бюджетные правила в России начали действовать с 2000 г. одновременно с введением Бюджетного кодекса. Анализ и оценка российских концепции бюджетных правил 2004 г., 2008 г., которая в 2009 г. была приостановлена в связи с международным финансовым кризисом и ныне действующих БП, введенных в 2013 г., которые приостановлены в 2015 г. Рекомендации и механизмы к новой версии бюджетных правил для России. Обеспечение бюджетной безопасности. Поддержание долгосрочной сбалансированности бюджетной системы; поддержание стабильного (относительно постоянного) уровня государственных расходов. Устойчивость бюджетных правил. Необходимость специальных адаптационных мер на переходный период. Оценка рекомендации для стран-экспортеров невозобновляемых природных ресурсов, активно продвигаемой МВФ — поддержка постоянной величины нефтегазового дефицита в процентах к ВВП. Рассмотрение модифицированных бюджетных правил. Имитационное моделирование действия модифицированного бюджетного правила. Ретроспективный анализ действия БП в 2005–2015 гг. Действие бюджетных правил в 2016–2025 гг. Изменение бюджетных правил, продиктованное, как предыдущим опытом их применения, так и необходимостью повысить их гибкость, основные изменения.

Климанов В. В., Михайлова А. А. Открытость и прозрачность бюджета: международные сопоставления и перспективы Российской Федерации // Финансы. – 2016. – № 4. – С. 13-17.

Рассмотрение положения Российской Федерации в Индексе открытости бюджетов, который Международное бюджетное партнерство предоставило в 2015 г. Динамика индекса РФ. Основные составляющие открытости бюджетов. План роста индекса в соответствии с государственной программой «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Место России в рейтинге стран по открытости бюджета. Оценка качества бюджетной информации, предоставляемой Центральным правительством в России. Надзор за бюджетом со стороны законодательного органа. Место России в рейтинге стран по способности.

Информационный обзор публикаций из периодики за период за период 12–18 апреля 2016 года

Гаджиев Р. Г. Методы анализа результативности функционирования системы налогового администрирования // Аудит. – 2016. – № 3. – С. 19-22.

Аспекты повышения качественного уровня налогового администрирования, актуальность которого обусловлена сложной экономической ситуацией, сложившейся в России, требующей от налоговой системы своевременного наполнения бюджета, сбалансированности его доходов и расходов с целью обеспечения финансирования, как федеральных, так и региональных полномочий. Основные методы анализа результативности функционирования системы налогового администрирования, применяемые в современной практике. Определение положительных и отрицательных сторон, имеющихся в применяемых методах. Предложение конкретных мер по их совершенствованию.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 29 марта – 5 апреля 2016 года

Казначейство России: итоги, новые функции, новые задачи // Финансы. – 2016. – № 3. – С. 8-17.

По материалам расширенного заседания Коллегии Казначейства России, посвящённого итогам деятельности за 2015 г. и основным направлениям развития Федерального казначейства на 2016 г. и среднесрочную перспективу (24 февраля 2016 года). Изложение выступления Министра финансов РФ А. Г. Силуанова о финансовой политике в условиях финансового кризиса, эффективности расходования бюджетных средств, направлении бюджетных средств в социальную сферу, деятельности Казначейства, казначейском аккредитиве. Выдержки из выступлений участников заседания.

Артюхин Р. Е. Развитие Казначейства России: от кассового обслуживания к бухгалтерскому учету организаций сектора государственного управления Российской Федерации // Финансы. – 2016. – № 3. – С. 3-7.

Выступление руководителя Федерального казначейства на расширенном заседании Коллегии ведомства, посвященного задачам, которые решает Федеральной казначейство, в том числе в области повышения функциональной эффективности бюджетных расходов, а также безусловному исполнению всех бюджетных обязательств. Сглаживая колебания остатков средств на едином счете федерального бюджета, Казначейство России применяет гибкие механизмы управления ликвидностью единого счета федерального бюджета, направленныена покрытие временных кассовых разрывов и управление излишней кассовой наличностью, возникающих внутри года. В развитие данного инструмента, с 2015 года осуществляется привлечение на единый счет временно свободных остатков средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Создание системы привлечения на единый счет федерального бюджета внебюджетных средств федеральных бюджетных и автономных учреждений.

Особо провальные зоны. Бюджетные расходы на создание специальных налоговых режимов оказались бессмысленными // Независимая газета. – 2016. – 5 апреля. – № 67. – С. 1, 4.

Итоги десятилетней политики создания в России особых экономических зон (ОЭЗ), подведенные Счетной палатой. Три десятка ОЭЗ в России фактически не повлияли на развитие экономики, за 10 лет ОЭЗ не стали действенным инструментом поддержки экономики. Сегодня в РФ действует 33 особые зоны в 30 регионах страны. За это время из федерального бюджета на них было выделено 122 млрд рублей, еще 64 млрд рублей потратили регионы. На инфраструктуру затрачено 334 млрд рублей, но вместо запланированных 758 объектов ввели в эксплуатацию только 526. Объем выручки резидентов ОЭЗ составляет всего 0,2 % от объема валового регионального продукта тех субъектов РФ, где они базируются. Во всех ОЭЗ было создано немногим больше 18 тыс. рабочих мест. После критики Счетной палаты остается неясной судьба 6 млрд рублей предусмотренных в федеральном бюджете на «развитие» ОЭЗ. Кроме ОЭЗ в стране существуют и другие инструменты ускоренного развития экономики: инновационные территориальные кластеры, индустриальные технопарки, технопарки высоких технологий, территории опережающего развития (ТОР), особые экономические зоны регионального уровня. ТОРы отличаются от особых экономических зон тем, что там обещаны более щедрые налоговые льготы. Для резидентов ТОРов в течение первых пяти лет установлены нулевые ставки по налогу на землю и имущество, ставка налога на прибыль не может превышать 5 %, а возврат НДС происходит в ускоренном порядке. Также предусмотрена льготная ставка по налогу на добычу полезных ископаемых. Именно поэтому многие проекты ищут легальные формы «переименования». Предложение Счетной палаты о срочной инвентаризации особых налоговых режимов.

Еременко Е. А. Регрессивное налогообложение физических лиц в российской налоговой системе // Финансы. – 2016. – № 3. – С. 60-63.

Обоснование необходимости реформирования существующего в Российской Федерации регрессивного характера налогообложения физических лиц, являющегося препятствием для реализации концепции справедливости налогообложения, принятой в той или иной мере всеми развитыми и многими развивающимися экономиками современности. Классификация налогов. Выводы и предложения по совершенствованию налогообложения физических лиц. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ, 2014–2015 гг.

Пансков В. Г. Собираемость НДС: резервы есть, возможности не используются // Финансы. – 2016. – № 3. – С. 22-27.

Обострение кризисных явлений в экономике, рост бюджетного дефицита требуют принятия срочных мер по наполнению доходной части бюджетной системы. В условиях невозможности повышения налоговой нагрузки на экономику и население, а также сокращения бюджетных расходов требуется изыскивать находить новые пути для решения возникающих проблем. Одной из них является пресечение незаконного возмещения и зачета налога на добавленную стоимость. Анализ принимаемых ФНС в этом направлении мер. Вариант решения проблем — улучшение администрирования налога на добавленную стоимость (НДС) и введение специальных НДС-счетов. Поступление налогов в консолидированный бюджет, 2014–2015 гг.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 12–21 марта 2016 года

Гайзатуллин Р. Р. Требуется кропотливая работа по наращиванию доходной части бюджета и экономному расходованию бюджетных средств // Финансы. – 2016. – № 2. – С. 3-6.

Анализ возможности сбалансировать бюджет Республики Татарстан в сложных экономических условиях 2016 года. Опыт Татарстана по мобилизации доходов в бюджет. Обоснование предложения по изменению законодательства, которые способствовали бы наращиванию налоговой базы региона.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 5–11 марта 2016 года

О бюджете Союзного государства на 2016 год: Декрет Высшего государственного совета Союзного государства // Российская газета. – 2016. – 10 марта. – № 49. – Приложение «Союз». – С. 2-3.

Юшков А. О. Бюджетная централизация и региональный экономический рост: теория, эмпирика, российский опыт // Вопросы экономики. – 2016. – № 2. – С. 94-110.

Исследование теоретической и эмпирической взаимосвязи бюджетной децентрализации и экономического роста. Оценка развития бюджетного федерализма в РФ. Эмпирический анализ бюджетной децентрализации и регионального экономического роста в РФ в 2005–2012 гг. Децентрализация бюджетной системы и экономические показатели лучших и худших регионов по темпам экономического роста (роста ВВП), 2005–2012 гг. Методология исследования и результаты.

О меняющейся архитектуре налоговых конструкций // Финансы. – 2016. – № 2. – С. 37-39.

По материалам научно-практической конференции «Налоги: бизнес и власть», состоявшейся 5 февраля 2016 г. в Высшей школе экономики, проведенной совместно с Минфином России, ФНС и ТПП. В обсуждениях анализировались состоявшиеся и намечаемые налоговые новации законодательства, а также идеи о путях перестройки налоговой системы и источниках пополнения доходов бюджета. Рассмотрение перспективных задач налоговой политики на текущий год Обсуждение актуальных вопросов налогового администрирования юридических лиц, ключевых изменений налогового законодательства в 2016 г., возможности управления налоговыми рисками для локализации негативных последствий для компаний. Риск-ориентированный подход при выборе объектов налогового контроля, электронный документооборот с налоговыми органами. Новая форма налогового контроля, который применяется с 1 января 2016 г. — налоговый мониторинг. Вопросы формирования среды взаимного доверия между налоговым органом и налогоплательщиками, направленной на повышение эффективности системы налогового администрирования.

Кормишкина Л. А., Королева Л. П. Налогообложение богатства как фактор инклюзивного экономического роста в странах ЕС и РФ // Финансы. – 2016. – № 2. – С. 23-29.

Описание систем налогообложения богатства в 28 странах-членах ЕС. Исследование роли и места налогов на богатство в структуре налогов на собственность за период с 1980 г. по 2013 г. Рассмотрение признаков налогов на наследование и дарение, на владение и передачу недвижимости, на чистую стоимость богатства. Показано, что России на постоянной основе взимаются только налоги на владение недвижимостью, в связи, с чем за пределами обложения остаются существенные элементы состояний домохозяйств при их трансферте от поколения к поколению. Обоснование вывода о дисфункции налогообложения имущества в России как инструмента перераспределения богатства в целях обеспечения инклюзивного экономического роста.

Полежарова Л. В. Инструменты стимулирования реинвестиций капитала // Финансы. – 2016. – № 2. – С. 19-22.

Сравнительный анализ функционирования и экономического воздействия таких инструментов налогообложения как «контролируемые иностранные компании» и освобождение от налогообложения в России дивидендов, полученных из иностранных источников, в аспекте стимулирования и обеспечения реинвестиций капиталов и (или) реверсии налоговой базы в Россию. Определение путей оптимизации и повышения отдачи от функционирования данных инструментов, выполненного на основе проведенных расчетов, анализа отечественного и зарубежного опыта. Предложения по совершенствованию налогообложения с использованием данных инструментов.

Зарипов В. М. Какие поправки необходимы к «налоговыгодной» концепции // Финансы. – 2016. – № 2. – С. 30-35.

Анализ положений последней версии законопроекта № 529775-6 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», принятой в первом чтении в Государственной Думе в 2015 г. Ограничение полномочий. Ответственность за поставщика. Круговая порука или ответственность выгодоприобретателя. Безграничная ответственность и ее последствия. Понятие налоговой выгоды. Обоснование выводов о том, что новая редакция законопроекта о злоупотреблениях в сфере налогообложения не была основана на лучших практиках и способна перечеркнуть многие достижения налоговой политики и налогового администрирования последних лет. Выводы. Противодействие схемам с использованием фиктивных организаций должно состоять не в лишении налогоплательщика права на вычеты, а в переложении на налогового выгодоприобретателя в порядке субсидиарной ответственности сумм налогов, не уплаченных в цепочке сделок (собственно налоговой выгоды).

Информационный обзор публикаций из периодики за период 27 февраля – 4 марта 2016 года

Левина В. В. Управление сбалансированностью бюджетов муниципальных образований // Финансы. – 2016. – № 1. – С. 23-29.

Анализ опыта распределения дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в Тульской области. Выявление основных проблем используемого подхода. Предложение методики распределения соответствующих дотаций, предполагающей распределение муниципальных образований на группы в зависимости от уровня их дотационности, и применение к ним подходов, позволяющих учесть специфику причин недостаточного уровня сбалансированности местных бюджетов.

Пансков В. Г. О некоторых вопросах теории налогообложения // Финансы. – 2016. – № 1. – С. 30-34.

Рассмотрение особенностей современной российской налоговой системы, отличающейся на протяжении четверти века нестабильностью, одной из причин которой, является недостаточное теоретическое обоснование проводимых в этой сфере преобразований. Большую путаницу вносит терминологическая неопределенность и введение в научный оборот совершенно ненужных или ошибочных понятий. Ключевой вопрос, исследуемый автором, в том числе с точки зрения наполнения бюджета, — исчерпывающая дефиниция налоговой льготы.

Налоги для малого бизнеса: какими им быть // Финансы. – 2016. – № 1. – С. 35-36.

По материалам докладов и выступлений участников круглого стола на тему «Эффективны ли специальные налоговые режимы для малого и среднего предпринимательства?», состоявшегося в ТПП России в декабря 2015 г. Обсуждение предложений различных вариантов оказания налоговой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. Предоставление права малым предприятиям по собственному желанию платить НДС. Сохранение специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 8–15 февраля 2016 года

Селезнев А. Однолетний бюджет на 2016 г. в свете опыта «трехлеток» и кризисной ситуации в стране // Экономист. – 2016. – № 1. – С. 30-45.

Анализ исполнения бюджетных «трехлеток» 2008–2010 гг. и 2009–2011 гг., выводы автора. Сам по себе трехлетний формат оказался бесплановым и некачественным. Намерения повысить качество прогнозов реализовать не удавалось. Декларацией оказалось и бюджетирование, ориентированное на результат, так как не проводилась оценка эффективности по реализации каждой долгосрочной целевой программы. Продолжение финансирования имитационных программ, наряду со значимыми программами. Сохранение значительных рисков бюджетных вложений, возраставших в связи с бессистемной и бесплановой поддержкой государственных корпораций и компаний с участием государства. Расходы федерального бюджета на финансирование национальной экономики, 2012–2014 гг. Основные параметры в бюджетных «трехлетках» 2011–2013 гг., 2012–2014 гг., 2013–2015 гг., 2014-2016 гг., 2015-2017 гг. Изменения, вносившиеся в 2014–2015 гг. в принятые Законы о федеральном бюджете на 2015 и 2016 гг. Проявления деформации бюджетного процесса, рассмотренные на конкретных примерах. Существенная специфика однолетнего бюджета на 2016 г., имеющего противоречивый характер. Недооценка в России возрастающего значения обоснованной структурной политики, признанная и главой Правительства РФ. Динамика международных резервов, отражающая отрицательное изменение экономической ситуации в стране в 2015 г. по сравнению с 2008 г. Схемы, использующиеся в трехлетнем бюджетном планировании, их анализ и оценка. Позиция Правительства РФ, представленная главой Минфина, в процессе обсуждения проекта бюджета на 2016 г., предполагающая применение мер, адекватных чрезвычайной ситуации. Основные причины систематического не подтверждения параметров трехлетнего прогноза в процессе исполнения бюджета. Вывод о необходимости радикального повышения качества однолетнего бюджета, на что обращается внимание в промышленно развитых странах. Бюджет как финансовый план государства должен иметь материальное обеспечение на основе разработки и реализации плана развития государственного сектора национальной экономики. Назревшие меры структурного характера необходимо подчинить преодолению тенденции снижения темпов роста ВВП и ненефтегазовых бюджетных доходов. Меры, направленные на рост доходов бюджета.

Качур О. О понятии и оценке налогового бремени // Общество и экономика. – 2015. – № 10. – С. 85-91.

Авторское определение понятия «налоговое бремя (налоговая нагрузка)», его рассмотрение, как на макроуровне, так и на уровне федеральных округов. Дефиниции налогового бремени, существующие в современной экономической литературе. Макроэкономический критерий налоговой нагрузки — возможность осуществлять расширенное воспроизводство. Определение реально допустимой налоговой нагрузки на налогоплательщиков — задача налоговой политики. Основные критерии определения величины налогового бремени. Показатели динамики налогового бремени в РФ, 2010–2013 гг. Сопоставительный анализ налогового бремени по федеральным округам РФ. Динамика поступлений налогов и сборов в бюджетную систему по федеральным округам РФ, 2012–2014 гг. Оценка налогового бремени хозяйствующего субъекта. Рекомендации по поиску оптимальных налоговых баз в рамках имеющихся возможностей.

Обзор публикаций из периодических изданий за период 1–7 февраля 2016 г.

Зюганов Г. А., Дмитриева О. Г. Спроектированная бюджетная политика — 2016: императив «реверсирования» социально-экономического курса, как и ожидалось, вновь проигнорирован // Российский экономический журнал. – 2015. – № 6. – С. 3-34.

Общие показатели федерального бюджета (макроэкономического прогноза) — 2016. Выступления на бюджетной дискуссии представителей левой части думского политического спектра. Оценка общих параметров бюджета и его структуры по разделам расходов в контексте макроэкономических показателей, прилагаемых к бюджету Минэкономразвития России. Доходы, украденные у граждан. Анализ соотношения доходов бюджета и валового внутреннего продукта. Расходы не в пользу бедных. Сопоставление российского и американского бюджетов. Экономия на экономике. Расходы федерального бюджета по разделу «Национальная экономика». Потенциальное снижение расходов по всем социальным направлениям (образование, здравоохранение) минимум на 6–7 %, заложенное в бюджете — 2016. Издержки региональной политики правительства. Долги, навязанные народу. Ресурсы оздоровления. Альтернативный бюджет — 2016, предлагаемый группой депутатов Госдумы России. Общая оценка экономической политики и факторов кризиса. Динамика ВВП, промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, животноводства и инвестиций в 2007–2015 гг. Основные ошибки Правительства и Центрального банка РФ. Динамика ВВП и инфляции в 2014 г. в странах G20. Основные концептуальные недостатки федерального бюджета на 2016 г. Основные макроэкономические параметры бюджета, представленного Правительством РФ, и Альтернативного бюджета. Альтернативный бюджет, основанный на концепции перехода к экономическому росту за счет стимулирования потребительского спроса, налогового стимулирования инвестиционной активности, мобилизации всех бюджетных средств и квазибюджетных средств для финансирования в режиме прямых бюджетных инвестиционных процедур. Доходы в Альтернативном бюджете на 2016 г. Мероприятия по стимулированию предпринимательской активности за счет снижения налогов. Источники покрытия дефицита бюджета. Остатки бюджетных средств и средств Фонда национального благосостояния в банковской системе, выделенных на поддержку экономики и финансирование инфраструктурных проектов. Расходы Альтернативного бюджета. Основные направления увеличения расходования бюджетных средств. Прогноз объема резервного фонда Альтернативного бюджета — 2016. Предложения по сокращению расходов федерального бюджета на 2016 г. в Альтернативном антикризисном плане. Мероприятия, необходимые для реализации основных направлений Альтернативного бюджета. Финансово-кредитная политика. Экстренные меры по поддержке малых предприятий. Реформирование системы государственных закупок. Социальная сфера и поддержка уровня жизни населения, обеспечение социальной стабильности. Мероприятия в области пенсионного обеспечения и здравоохранения. Защита населения от роста расходов на ЖКХ и от «банкротства физического лица».

Информационный обзор публикаций из периодики за период 25–31 января 2016 года

Велиев З. Фискальная (бюджетная) политика // Общество и экономика. – 2015. – № 8-9. – С. 139-172.

Основные подходы для определения фискальной (бюджетной) диагностики. Первый подход — создание системы индикаторов для оценки нормального состояния общественных финансов. Основные функции финансов в условиях рыночной экономики. Стабилизационная функция государства. Три функции общественных финансов. Второй подход — использование инструментов международных финансовых институтов (результатов оценки). Государственные расходы и финансовая подотчетность, оценки показателей. Управление государственными расходами.

Информационный обзор публикаций из периодики за период 18–24 января 2016 года

Зяббарова Е. Ю. Москва проводит ответственную бюджетную политику // Финансы. – 2015. – № 12. – С. 6-9.

Интервью с Министром Правительства Москвы, руководителем Департамента финансов города Москвы. Исполнение бюджета на 2015 г. Подходы к формированию бюджета на 2016 г. Ключевые приоритеты бюджетной политики. Запланированные доходы бюджета мегаполиса.

Бериков В. Б. и др. Анализ устойчивости типологии российских регионов по показателям возможностей достижения финансовой самостоятельности / Бериков В. Б., Белова Т. И., Лосева А. В. // Вопросы статистики. – 2015. – № 12. – С. 9-26.

Результаты межрегиональных сопоставлений и кластерного анализа, проведенных с целью выявления устойчивых групп субъектов Российской Федерации соответственно уровням показателей, отражающих наличие и размеры налогового потенциала, а также условия его мобилизации на территории. Достаточность собственных доходов регионов до распределения межбюджетных трансфертов в 2009–2013 гг. Система показателей для межрегионального сравнения возможностей достижения финансовой самостоятельности. Оценка регионального различия по индикаторам системы. Многомерная классификация субъектов Российской Федерации по индикаторам системы. Дендограмма многомерной классификации субъектов РФ по показателям размера налогового потенциала и условий его мобилизации. Оценка устойчивости типологии субъектов РФ, указывающая на необходимость пересмотра некоторых подходов к разработке инструментов налогово-бюджетной политики и межбюджетных отношений.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю