Статьи и литература
Вступительная статья к серии ксилографий Калашникова "Сюита о Достоевском"
Многие полагают, что «Сюита» по произведениям Достоевского является одним из самых прекрасных образцов авангарда в технике гравюры на дереве, когда-либо созданных в бывшем Советском Союзе. В начале
Калашников
Реабилитация Достоевского в СССР действительно состоялась, но несколько позднее. Юбилей сам по себе приобрел политическое звучание. В начале
В данном издании гравюры впервые представлены в их истинных цветах. Полиграфическое оборудование и краски, имевшиеся в Москве, никогда не позволяли художнику передать в полной мере художественное впечатление, к которому он стремился. Среди друзей подпольно распространялись ручные оттиски, выпущенные крошечным тиражом с непронумерованными экземплярами. Почти как в случае с первым произведением «Бедные люди», которое буквально за одну ночь вознесла его в статус выдающегося писателя, еще до того, как рукопись была передана в набор, гравюры Калашникова создали ему великолепную репутацию в художественных и литературных кругах. На Западе эти работы стали известны после появления на выставке в Университетском колледже Лондона в качестве иллюстраций в журналах The Private Library и Times Literary Supplement.
Гравюры не были задуманы как иллюстрации к книгам Достоевского. Они скорее представляют собой самостоятельные графические образцы, навеянные его произведениями, абстрагированные картины в сознании художника - то, что он чувствовал и на что реагировал как русский график, живший и работавший в советскую эпоху. Последовательность гравюр в Сюите не связана с какой-либо литературной логикой или хронологией.
Портрет — знак уважения к автору. Золотая рука гения касается Достоевского и проникает в его мозг. «Бесы» подчеркивают символы империи (орел) и зла. Взбесившиеся фигуры дерутся, кусают друг друга — образы, которые Достоевский отразил в описании русской интеллигенции
Художник счет невозможным представить «Идиота» в абстрактных образах. На самой реалистичной гравюре Сюиты изображены три фигуры — двух мужчин и женщины — со скрытым намеком на существование конфликта между ними. Калашников отказался от введения в данную работу более крупных тем, поднятых Достоевским в этом романе, написанным во время его четырехлетнего изгнания в Европу: образов русского Христа и мессианской веры в то, что Россия может стать совестью и спасительницей Запада.
«Записки из мертвого дома», основанные на тюремных впечатлениях Достоевского в Омске, вдохновили художника на изображение российского правосудия как лабиринта казуистики, начинающегося со следствия и суда и ведущего в конце концов к тюрьме. В «Игроке» Калашников захвачен игрой, лотереей, элементами шанса и удачи. Гравюра калейдоскопична по восприятию и абстрактно передают бесконечный ряд вероятностей, которым противостоит игрок.
«Униженные и оскорбленные» Достоевского рассматриваются в большей степени как первый «роман», нежели его первые работы. Для художника это произведение концентрируется в образе Варвары, ставшей жертвой своего наставника/хозяина и вынужденной продавать себя любому. В «Бедных людях» Калашников сосредоточивает внимание на унижении человеческого достоинства в Санкт-Петербурге, крайней нищете городской жизни, но в то же время и связывающей людей любви.
К созданию наиболее драматического романа — «Братья Карамазовы» — Достоевского побудил суд над Верой Засулич (1878 г.), на котором автор присутствовал лично и подробно изучил особенности российского уголовного процесса, использовав это в своем произведении. Здесь Калашников вводит фигуры Христа, трех братьев и в центре композиции — ребенка. Слезы ребенка символизируют моральное наказание — в этом смысле все наказуемо. Каждый человек ответственне за грехи других.
См.: Книжные дары библиотеке.
Комментарии читателей
Вы можете оставить свой комментарий: