tambovlib@gmail.com,
tambovlib@cult.tambov.gov.ru
тел: (4752) 72-77-00

Втр, срд, птн: с 10:00 до 19:00
Чтв: с 11:00 до 20:00
Сбт, воскр: с 10:00 до 18:00
Выходной день: понедельник

Статьи и литература

Вступительная статья к серии ксилографий Калашникова "Сюита о Достоевском"

Многие полагают, что «Сюита» по произведениям Достоевского является одним из самых прекрасных образцов авангарда в технике гравюры на дереве, когда-либо созданных в бывшем Советском Союзе. В начале 1970-х годов Достоевский стал — в идеологическом отношении — якобы «несуществующей» фигурой. Его озабоченность психологией индивидуума, отрицание материализма и социализма, пародии на эти понятия, его повышенный интерес к преступности, порокам, болезням, убожеству, невежеству, эмоциональным потрясениям, а также его представления о том, что Золотой век, Великая идея могут быть достигнуты лишь через правду Иисуса Христа-Спасителя — все это были не те проблемы, которым партия собиралась уделять внимание, и советский общественный строй неотвратимо втягивался в болото застоя. Эти особенности творчества Достоевского в то время отодвинули на второй план его бесспорный писательский талант, его реализм, внимание к «маленькому человеку», беспощадное разоблачение им темных сторон зарождавшегося в России капитализма, изображение подавленных жизнью людей.

Калашников по-своему тяготел к Достоевскому Без гроша в кармане, работая по договору над созданием книжных знаков, почтовых марок, конвертов, не имея ни возможности получить выгодные заказы на оформление книг из-за своего абстрактного стиля, ни уверенности в том, кто будет следующим заказчиком или издателем, но располагая массой свободного времени, Калашников ради собственного удовольствия приступил к работе над серией гравюр, темы для которых были продиктованы чистым вдохновением. Для него Достоевский в литературе являл собой то же, что и Бетховен в музыке, а музыку Бетховена Калашников любил с раннего детства. Когда в 1971 году исполнилось 150 лет со дня рождения писателя, возникла вероятность того, что неизбежная идеологическая переоценка творчества Достоевского раскроет двери, даст повод для более терпимого отношения к его художественным работам.

Реабилитация Достоевского в СССР действительно состоялась, но несколько позднее. Юбилей сам по себе приобрел политическое звучание. В начале 70-х годов объектом репрессий стали «Бесы», и запланированный на 1971 год выпуск памятной почтовой марки состоялся в самый последний момент, хотя и после многих затруднений. Гравюры Калашникова, которыми искренне восхищались издатели, были признаны слишком субъективными и абстрактными для публикации.

В данном издании гравюры впервые представлены в их истинных цветах. Полиграфическое оборудование и краски, имевшиеся в Москве, никогда не позволяли художнику передать в полной мере художественное впечатление, к которому он стремился. Среди друзей подпольно распространялись ручные оттиски, выпущенные крошечным тиражом с непронумерованными экземплярами. Почти как в случае с первым произведением «Бедные люди», которое буквально за одну ночь вознесла его в статус выдающегося писателя, еще до того, как рукопись была передана в набор, гравюры Калашникова создали ему великолепную репутацию в художественных и литературных кругах. На Западе эти работы стали известны после появления на выставке в Университетском колледже Лондона в качестве иллюстраций в журналах The Private Library и Times Literary Supplement.

Гравюры не были задуманы как иллюстрации к книгам Достоевского. Они скорее представляют собой самостоятельные графические образцы, навеянные его произведениями, абстрагированные картины в сознании художника - то, что он чувствовал и на что реагировал как русский график, живший и работавший в советскую эпоху. Последовательность гравюр в Сюите не связана с какой-либо литературной логикой или хронологией.

Портрет — знак уважения к автору. Золотая рука гения касается Достоевского и проникает в его мозг. «Бесы» подчеркивают символы империи (орел) и зла. Взбесившиеся фигуры дерутся, кусают друг друга — образы, которые Достоевский отразил в описании русской интеллигенции 70-х годов прошлого века. В «Преступлении и наказании», выдающемся романе о жизни городского люда, художественные темы - возмездие, наказание, выражены через окровавленные руки убийцы и руки старухи-процентщицы, убитой Раскольниковым. В «Белых ночах» абстрактно изображен Санкт-Петербург — как сложное переплетение теней и человеческих жизней.

Художник счет невозможным представить «Идиота» в абстрактных образах. На самой реалистичной гравюре Сюиты изображены три фигуры — двух мужчин и женщины — со скрытым намеком на существование конфликта между ними. Калашников отказался от введения в данную работу более крупных тем, поднятых Достоевским в этом романе, написанным во время его четырехлетнего изгнания в Европу: образов русского Христа и мессианской веры в то, что Россия может стать совестью и спасительницей Запада.

«Записки из мертвого дома», основанные на тюремных впечатлениях Достоевского в Омске, вдохновили художника на изображение российского правосудия как лабиринта казуистики, начинающегося со следствия и суда и ведущего в конце концов к тюрьме. В «Игроке» Калашников захвачен игрой, лотереей, элементами шанса и удачи. Гравюра калейдоскопична по восприятию и абстрактно передают бесконечный ряд вероятностей, которым противостоит игрок.

«Униженные и оскорбленные» Достоевского рассматриваются в большей степени как первый «роман», нежели его первые работы. Для художника это произведение концентрируется в образе Варвары, ставшей жертвой своего наставника/хозяина и вынужденной продавать себя любому. В «Бедных людях» Калашников сосредоточивает внимание на унижении человеческого достоинства в Санкт-Петербурге, крайней нищете городской жизни, но в то же время и связывающей людей любви.

К созданию наиболее драматического романа — «Братья Карамазовы» — Достоевского побудил суд над Верой Засулич (1878 г.), на котором автор присутствовал лично и подробно изучил особенности российского уголовного процесса, использовав это в своем произведении. Здесь Калашников вводит фигуры Христа, трех братьев и в центре композиции — ребенка. Слезы ребенка символизируют моральное наказание — в этом смысле все наказуемо. Каждый человек ответственне за грехи других.

См.: Книжные дары библиотеке.

Комментарии читателей

Всего комментариев: 0

Вы можете оставить свой комментарий:

*Ваше имя:
E-mail:
Страна, город:
*Комментарий:
* :

* - обязательно для заполнения
Ваш E-mail будет доступен только администратору сайта.


Мы используем технологии, такие как файлы «cookie», которые обеспечивают правильную работу сайта.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов «cookie». 152-ФЗ «О персональных данных». Принимаю